<

25.08.2017

Культурная среда
Сегодня, уважаемые радиослушатели, мы коснёмся сразу нескольких моментов культурной жизни уходящего лета. А заодно поговорим и об осенних перспективах, начав с регионального отделения Союза писателей России, о трудах и днях которого нам по поручению товарищей расскажет известный поэт и журналист Олег Алёшин.

Культурные события уходящего лета и наступающей осени связаны связаны с предстоящим юбилеем Тамбовской области, о чём пойдёт речь так или иначе практически в каждом сюжете нашей программы. И, конечно же, в канун Дня российского кино нельзя не вспомнить самого заслуженного деятеля киноискусства из числа наших земляков. Хотя имя Льва Владимировича Кулешова сегодня, наверное, мало известно широкой публике, как и вообще несколько последних десятилетий. А между тем он был народным артистом республики, одним из основателей советской кинематографии, учителем Эйзенштейна, Пудовкина, Барнета и многих - многих других всемирно известных режиссёров и актёров. Лев Владимирович являлся основателем первой государственной школы кино и директором ВГИКа. Кулешова по праву называли «дедушкой советской кинематографии» и он как патриарх был удостоен чести открывать Первый учредительный съезд Союза советских кинематографистов. Учебники истории кино в нашей стране и за рубежом открываются его именем. Оно стоит в одном ряду с именами Чаплина, Садуля, классиков французского и итальянского экранов. Кстати, все они были друзьями Кулешова, равно как и Маяковский, Пикассо, Арагон.

Свою кинематографическую карьеру Лев Владимирович начинал ещё до революции, на студии Ханжонкова. Был художником, актёром, снимал картины. При советской власти занимался хроникой, режиссурой первых «немых» лент. Он внёс заметный вклад в теорию кино, предложив, в частности, новый принцип монтажа, известный как «эффект Кулешова». Фильмы Кулешова «Луч смерти», «По закону», «Приключения мистера Веста в стране большевиков» и другие принесли ему в двадцатые годы прошлого века заслуженную славу. И вдруг имя этого великого «волшебника – нигроманта», как называл его близкий друг Сергей Юткевич, сошло с кинематографического небосвода. В роковые для всей страны тридцатые его обвиняют в правом уклоне, в том, что он поддаётся «буржуазным влияниям», задним число «припечатывают» якобы упадническую картину «По закону», а более раннюю «Весёлую канарейку» объявляют реакционной буржуазной пошлятиной… А фильм 1933 года «Великий утешитель» был уже встречен шквальным огнём критики, которая, словно затаившись в засаде, ждала выхода картины. Теперь режиссёра обвиняли в аполитичности и безыдейности, формализме и преклонении перед иностранщиной. И одного из этих обвинений было достаточно, чтобы уничтожить человека не только в переносном, но - в те годы - в буквальном смысле. После обсуждения фильма на студии в резолюции было отмечено, что творческий путь Кулешова в последние годы шёл под знаком крупных художественных и политических ошибок. На целых семь лет мастер оказался лишён возможности работать в кино, пока ему не сделали предложение, от которого он не смог отказаться – речь идёт о картине «Сибиряки», в которой двое ребят находят в ходе немыслимых приключений курительную трубку, подаренную когда - то одному из местных жителей самим Сталиным. Владелец трубки погиб в одном из сражений Гражданской войны, а юные герои картины решили вернуть этот раритет с отметиной от японской пули Иосифу Виссарионовичу. После торжественных премьерных показов последовали восторженные рецензии, в которых хвалили актёра Геловани, сделавшего «новый шаг в раскрытии образа великого Сталина» и отдавали должное Льву Кулешову, которого зрители уже успели позабыть. Тот же Сергей Юткевич удивлялся, как на слабой, в общем - то никуда не годной литературной основе лев Владимирович сумел создать по - настоящему романтическую, высокохудожественную ленту, которая всё - таки не могла стать явлением в искусстве из - за слабости и надуманности темы. А у Кулешова потом был снова простой, переделка чужого неудачного фильма, забракованного студией. Затем - война, эвакуация, съёмки «оборонных» фильмов, короткометражек для «Боевого киносборника», а после войны поджидала приближающаяся старость. Пик творческих возможностей был пройден и Кулешов, чувствуя это, уже не снимал.

Даже для многих искушённых поклонников «десятой музы» Лев Владимирович остаётся «человеком из энциклопедии», хотя его имя и сейчас по праву должно быть на слуху, как это было когда - то. Возможно, так оно (по крайней мере, в Тамбове) ещё и будет, поскольку бережно хранятся в государственном архиве области документы, связанные с дворянским происхождением и учёбой будущего киноклассика в местном реальном училище, а выпускник ВГИКа Владимир Дёмин снял даже небольшой фильм о Кулешове; есть вполне определённая перспектива присвоения имени Льва Владимировича одной из новых улиц областного центра, а в соседнем Котовске ребята из детской телестудии «Исток» открывают для себя приёмы и методы, которые Кулешов явил миру без малого век назад.

ГТРК Тамбов
Павел Ильин, ведущий программы

Прямой эфир

  • «МАЯК» – старейшая и авторитетнейшая государственная информационно-музыкальная станция круглосуточного вещания. Несмотря на солидный возраст, радиостанция «МАЯК» сегодня по-прежнему пользуется огромной популярностью, а также искренней любовью радиослушателей.

  • Российский информационный телеканал «Россия 24» - входит в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК).

  • Общероссийский государственный телевизионный канал «Культура» учрежден Указом Президента РФ от 25 августа 1997 года № 919. 21 октября 2010 года телеканал получил новое название: «Россия - Культура» («Россия К»).

Поиск