Общая память: благодаря русско-немецкой дружбе удается узнавать судьбы наших пропавших без вести земляков

Девять жителей Рассказовского и Бондарского районов из рук немецких школьников получили учетные карточки своих близких – узников фашистских концлагерей. А значит, спустя долгие десятилетия, наконец, узнали судьбу своих отцов, дедов и прадедов, которых считали пропавшими без вести. О международном проекте «Мы пишем Ваши имена» и о русско-немецкой дружбе – в нашем материале.
Дружба между мичуринской школой номер 7 и школой Мунстера началась еще 20 лет назад с обмена образовательными программами. Темы Великой Отечественной не касались. Но на одном из Дней Победы пробежали вместе легкоатлетический кросс. До сих пор так и бегут в ногу.
«Когда руководитель партнерских отношений между городами вставал и кланялся каждой бабуле, которой вручали медали, это было трогательно. И когда он говорить начал со слезами в горле, что это общая беда – фашизм. Тут никаких отрицательных эмоций быть не могло», - говорит Елена Рыбальченко, директор Мичуринской СОШ №7.
Так и появился совместный проект по увековечиванию памяти советских солдат–узников лагерей Берген-Бельзен и Витцендорф. Мичуринские школьники из поискового отряда «Надежда» штудируют военные архивы, а немецкие – мастерят таблички с именами советских солдат. В Германии их называют «камешками». Из-за особой технологии - мастику обжигают в печи.
- Берген-Бельзен – один из трех нацистских концлагерей, расположенных на территории Нижней Саксонии. По ориентировочным данным в годы Великой Отечественной здесь погибло около 50 тысяч советских военнопленных. Причем никаких газовых и пыточных камер здесь не было – люди умирали от голода и болезней.
Лариса Афанасьева рассказывает: ее бабушке было всего 23 года, когда без вести пропал муж. Она так и не вышла замуж, все ждала, что он вот-вот откроет калитку. Только недавно выяснили: Петр Филатов погиб в плену в 41-ом.
«Мы очень рады, что неизвестность перестала быть неизвестностью. И его биография, как урок мужества для моих сыновей, у меня есть внуки, у него уже есть правнуки», - сказала Лариса Афанасьева, внучка участника ВОВ Петра Филатова.
Девятерым родственникам солдат вручили учетные карточки узников лагерей и землю с братской могилы. Есть истории со счастливым концом. Приговоренного к расстрелу рассказовца Петра Кириллова спасла немка, пристроив на работу в лагерной столовой. В итоге не умер с голода, да еще и подкармливал товарищей, вернулся домой и умер в 91 году. Поминальные свечи зажгли его дочери и внучка.
Оператор: Кирилл Рыбаков
Корреспондент: Екатерина Кошеренкова

Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов