Автор более 500 работ по проблемам педагогики, инновационным процессам и управлению образованием затронул проблему противоречия между установленными стандартами и нормами ЕГЭ. По его мнению, они заключаются в том, что единый госэкзамен направлен в первую очередь на контроль знаний детей, а существующий стандарт, помимо оценки качества образования, требует оценки уровня развитости и воспитанности. Новую модель сдачи ЕГЭ по литературе - а этот экзамен должен стать полностью творческим - Марк Поташник считает шагом на пути к решению существующих проблем.
«Видите, это только касается литературы, а у нас кроме литературы еще много других предметов. Поэтому этот шаг нужно сделать по отношению ко всем предметам, ибо явление ЕГЭ, как экзамена, который является экзаменом и для школы и для поступления в ВУЗ, нет ни в одной стране мира. Обратите внимание, потому что экзамен для школы - это экзамен достижений, а экзамен для ВУЗа - это экзамен по творчеству», - сказал Марк Поташник, профессор Российской академии образования.