Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 22 мая 2020 года

Сегодня об алгоритмах выполнения лексико-грамматических заданий по немецкому языку в формате ОГЭ и ЕГЭ будет рассказывает учитель из 29 тамбовского лицея Ульяна Сергеевна Мызникова.
Наш сегодняшний урок будет посвящен суровой прозе школьной жизни, а именно подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Но начать бы его хотелось с небольшого лирического отступления, а именно со стихотворения Иоганна Вольфганга фон Гете  «Майская песня» За окном все поет, цветет и радуется весне. Это стихотворение, как мне кажется, очень точно передает это состояние природы. Хочется поделиться этим чувством с радиослушателями и погрузить их ненадолго в мир немецкой поэзии. «Майская песня» считается первым крупным стихотворением Гёте и шедевром его лирики, проникнутого любовными чувствами поэта к Фридерике Брион.  
Mailied Wie herrlich leuchtet Mir die Natur! Wie glänzt die Sonne! Wie lacht die Flur!   Es dringen Blüten Aus jedem Zweig Und tausend Stimmen Aus dem Gesträuch   Und Freud’ und Wonne Aus jeder Brust. O Erd’, o Sonne! O Glück, o Lust!   O Lieb’, o Liebe! So golden schön, Wie Morgenwolken Auf jenen Höhn!   Du segnest herrlich Das frische Feld, Im Blütendampfe Die volle Welt.   O Mädchen, Mädchen, Wie lieb’ ich dich! Wie blickt dein Auge! Wie liebst du mich!   So liebt die Lerche Gesang und Luft, Und Morgenblumen Den Himmelsduft,   Wie ich dich liebe Mit warmem Blut, Die du mir Jugend Und Freud’ und Mut   Zu neuen Liedern Und Tänzen gibst. Sei ewig glücklich, Wie du mich liebst!   Johann Wolfgang Goethe (1749-1832) Майская песнь Как изменилась Природа вдруг. Как ярко солнце! Как весел луг!   Как все ликует, Журчит, цветет И хором звонким Весну поет!   О, наслажденье Дышать весной, Земли цветеньем, Голубизной.   О, долгожданный Любви рассвет, Ты даришь радость И солнца свет,   Ты красишь щедро Мои поля — Как многоцветна Весной земля!   В глазах любимой Я вижу вновь Весну былую, Любовь, любовь!   Как птицам нужен Небес простор, Поля без края, Вершины гор,   Так нужно тоже Душе моей Биенье жизни, Бурленье дней.   Я вновь танцую, Я вновь пою. Благословляя Любовь твою!   Иоганн Вольфганг фон Гёте Перевод Бориса Далматова
  Задания, алгоритм выполнения которых, я хотела бы Вам сегодня предложить выделяются в ОГЭ и ЕГЭ  в отдельный блок. Сегодня мы поговорим о порядке выполнении лексико-грамматического блока упражнений. Сложность выполнения подобных заданий заключается в том, что для этого необходимо владеть хорошими знаниями базовой немецкой грамматики. Каким же образом лучше выполнять  лексико-грамматические задания, представленные  в виде связных текстов с пропусками. Я думаю, что у каждого учителя свой подход к выполнению подобных заданий. Я сегодня буду говорить о том алгоритме действий, по которому выполняют эти задания мои ученики. В немецком языке фиксированный порядок слов, и это значит, что  расположение пропущенного слова помогает определить,  какой части речи в предложении не хватает. Если в заданиях 19-26 слова стоят уже в нужной части речи и необходимо изменить только их грамматическую форму, то в заданиях 27-31 ЕГЭ их нужно преобразовать в другую часть речи, отличающуюся от данной.
  • Поэтому первое, что ученик должен сделать – определить часть речи.
 
  • Если мы обратимся к порядку слов, то в  простом предложении СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ в качестве подлежащего занимает первое или третье место. И в сложноподчинённом предложении оно первое место сразу после союза. В остальных случаях существительное будут являться дополнением или обстоятельством. На то, что в предложении пропущено существительное так же будет указывать определённый или неопределенный артикли, притяжательные и указательные местоимения, а так же отрицание  kein.
  Кстати, все существительные в немецком языке пишется с большой буквы. Это известно всем, изучающим немецкий язык. Однако немногое знают, откуда появилась эта традиция. Традиция писать существительные с большой буквы зародилась еще во времена Средневековья. В те времена церковь и религия играли совершенно особую роль в жизни всего общества. В знак уважения и особого почета к Богу в текстах Священного писания и других письменных источниках его имя писали с большой буквы: Gott. Феодалы и власть имущие, желая усиления своей власти, стремились подчеркнуть свою принадлежность к высшей прослойке общества и избранность Богом. Короли и императоры, а вслед за ними и герцоги, князи стали требовать написания своих титулов с большой буквы. В середине XVI века немецкий богослов, инициатор Реформации Мартин Лютер перевел Библию с латинского на немецкий язык, чем внес огромный вклад в развитие и становление общенемецкого национального языка (Hochdeutsch). В то время Германия представляла собой множество маленьких княжеств и земель, во главе каждого из которых стоял свой феодал. Княжества и феодальные поместья зачастую враждовали между собой и носили преимущественно закрытый характер. Границы княжеств и поместий определяли границы диалектов и говоров, поэтому немцы с севера не всегда понимали немцев с юга. Для объединения необходим был, прежде всего, единый язык, и носителем этого языка стала Библия. С распространением перевода Библии на немецкий язык распространились и закрепились также и языковые нормы, использованные Лютером. Так, в частности, Лютер предложил написание с большой буквы не только короля и его приближенных, но и названия всех сословий – крестьяне, знать, ремесленники, купцы и т.д. В XVIII веке известный немецкий филолог и деятель Просвещения Иоганн Готтшед предложил писать с большой буквы не только названия сословий, но и вообще все названия – т.е. все имена существительные. Таким образом предполагалась выделять смысловые доминанты в предложениях. Долгое время в среде немецких мыслителей и философов не угасали споры и обсуждения вокруг вопроса правописания. Против написания имен существительных с большой буквы выступали, в частности, Иоганн Гёте и Якоб Гримм, считавшие это ненужным излишеством. Но точку в этом  в споре поставил великий немецкий  лексикограф Конрад  Дуден. Каждому, изучающему немецкий язык, знакомы словари „Duden" – по ним можно проверить, как пишется то или иное слово и что оно означает. В начале XX века на конференции немецких филологов и языковедов, в которой участвовал и Дуден, была установлена норма правописания немецких существительных с большой буквы.  
  • ГЛАГОЛ традиционно занимает второе место после подлежащего или второстепенных членов предложения (при обратном порядке слов) в простом предложении и последнее место в сложноподчиненном предложении. В случаях, когда в предложении используется несколько глаголов и сказуемое является сложным, второе место занимает изменяемая часть сказуемого в простом предложении и самое последнее место после смыслового глагола в сложноподчиненном предложении. В настоящем времени (Präsens) и простом прошедшем времени (Präteritum) в качестве изменяемой части сложного сказуемого могут выступать , например, модальные глаголы, в прошедшем разговорном(Perfekt) и предпрошедшем времени(Plusquamperfekt) вспомогательные глаголы haben/sein,  в будущем времени (Futur I) и страдательном залоге (Passiv) глагол werden. Они же будут указывать на необходимость появления в предложении еще и смыслового глагола.
Отдельно нужно сказать о вопросительных предложениях без вопросительного слова.  Смысловой глагол или изменяемая часть сложного сказуемого в таких предложениях будет стоять на первом месте, как и в предложениях с повелительным наклонением.  
  • ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ в немецком языке имеет склоняемую и несклоняемую форму. Если прилагательное используется с существительным, то оно будет стоять после артикля, притяжательного или указательного местоимения и перед существительным. Несклоняемые формы прилагательных, а также  наречий располагаются в разных частях в зависимости от предложения и количества второстепенных членов.
Разумеется, что при выборе части речи основную роль играет перевод предложения и контекст в целом. Но, к сожалению, не всегда получается на экзамене точно и полностью понять необходимое предложение. Поэтому такие грамматические тонкости часто помогаю правильно выполнить  поставленную задачу.
  • После определения части речи, необходимо поставить преобразованное слово в необходимую грамматическую форму:
  • У существительного необходимо определить число, род и падеж.
Число помогут определить артикли, указательные и притяжательные  местоимения, отрицание kein. Такие слова как viele, wenige, einige, mehrere укажут на множественное  число. А неопределенный артикль на единственное число, потому что не употребляется в множественном. Если существительное в предложении  является подлежащим, то на число сущ-го укажет окончание глагола. Род существительного помогут определить формы артикля, указательных или притяжательных местоимений отрицания kein, а так же суффиксы, отвечающие за один из родов, например сущ-е с -ie.-in, -ung, -heit, -keit, -schaft  женского рода, -chen,um – ср. рода, -er, or,-ler  мужского рода. Падеж определяется с учетом формы артикля, указательных и притяжательных местоимений, отрицание kein. На падеж также укажут предлоги и управление глаголов.  
  • У глагола нужно определить такие категории как залог (активный или пассивный), время, число и лицо.
Чтобы определить залог предложения, нужно найти подлежащее. Если подлежащее само выполняет действие, то залог активный. Если на подлежащее оказывается воздействие, то это пассивный залог. На пассивный залог также укажут предлоги von/ durch, которые используются для построения Passiv и  глагол werden, особенно в форме простого прошедшего времени (Präteritum). Далее необходимо определить время глагола.  Поскольку предложения в тексте логически связны между собой, необходимо посмотреть на время глаголов во всем тексте и, особенно, на предложение до и на предложение после. В самом предложении на время укажут слова- маркеры. Например, для будущего времени это будут выражения in 2(3,3…) Jahren, im nächsten  Monat,  атак же глагол werden в активном предложении. На форму прошедшего времени Perfekt, Plusquamperfekt укажет наличие вспомогательных глаголов haben/sein в соответствующей форме, союзы nachdem и als, слова-маркеры: seit …. Tagen( Wochen, Monaten, Jahren), vor …. Tagen( Wochen, Monaten, Jahren), gestern, letzte Woche, letzten Monat, im vorigen Jahr; указание на год или столетие. Для определения числа и лица в предложении необходимо найти в предложении подлежащее.
  • Для определения формы склоняемого прилагательного необходимо определить во-первых тип склонения, посмотрев на слово перед ним( артикль, местоимение, число и т.д), затем определить число, род, падеж существительного и  поставить его с необходимым окончанием.
Для несклоняемых прилагательных и наречий будет использоваться правило «Степени сравнения прилагательных».  Правильно выполнить задания помимо смысла помогут слова- маркеры als, immer,  союз je…desto для сравнительной степени прилагательных и am в превосходной степени. Поскольку я только называла правила, но не приводила примеры, я составила небольшой чек-лист правил и грамматических явлений, которые ученик должен еще раз вспомнить и повторить при подготовке к экзамену:
  • Основные коммуникативные типы простого предложения (повествовательное, побудительное, вопросительное) и основные правила порядка слов в немецком простом предложении;
  • Основные средства выражения отрицания: отрицания kein, nicht; выражения отрицания с помощью niemand, nichts ;
  • Предложения с неопределенно-личным местоимением man и безличным местоимением es ;
  • Инфинитивные обороты: основные случаи употребления инфинитива с zu, без zu, инфинитивный оборот um … zu + Infinitiv; обороты statt … zu + Infinitiv, ohne … zu + + Infinitiv;
  • Сложносочиненные предложения с союзами und, aber, denn, deshalb, darum, nicht nur, sondern auch;
  • Сложноподчиненные предложения: с придаточными дополнительными с союзами dass, ob и др.; вопросительными словами wer, was, wann и др.; причины с союзами weil, da; условными с союзом wenn; времени с союзами wenn, als, nachdem; определительными с относительными местоимениями die, der, dаs; цели с союзом damit.
  • Конструкция Es gibt;
  • Различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности, в том числе с помощью наречий zuerst, dann, nachher, zuletzt и др.;
  • По части морфологии они должны владеть склонением существительных в единственном и множественном числе;
  • Управление глаголов;
  • Предлоги, требующие Akkusativ, Dativ, Akkusativ и Dativ ;
  • Глаголы в наиболее употребительных временны́х формах действительного и страдательного залогов в изъяви-тельном наклонении: Präsens, Perfekt, Futurum, Präteritum;
  • Спряжение различных типов глаголов в Präsens, Präteritum, в том числе возвратных;
  • Использование Plusquamperfekt при согласовании времен;
  • Модальные глаголы wollen, können, műssen, sollen ;
  • Эквиваленты модальных глаголов: haben/sein + zu + Infinitiv;
  • Склонение и степени сравнения прилагательных и наречий ;
  • Числительные (количественные, порядковые) ;
  • Местоимения: личные, притяжательные, указательные, неопределенные, неопределенно-личные (man) ;
  • Употребление Konjunktiv для выражения нереального желания (условия);
  • Повелительное наклонение глаголов ;
  • Местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit) ;
  • С точки зрения лексическая сторона речи : Аффиксы как элементы словообразования. Префиксы существительных и глаголов: vor-, mit-. Суффиксы существительных: -chen, -in, -er, -ung, -heit, -keit, -schaft, -or, -um, -ik, - e; -ler, -ie. Суффиксы прилагательных: -ig, -lich, -isch, -los, -sam,  -bar. Отрицательный префикс un-
  В завершении я хотела бы поздравить всех выпускников 11 классов с Последним звонком и пожелать им найти себя и свой путь в этой жизни. Ну и как наставление поделиться рецептом Катарины Элизабет Гёте, матушки великого поэта
Man nehme 12 Monate, putze sie ganz sauber von Bitterkeit,Geiz, Pedanterie und Angst, und zerlege jeden Monat in 30 oder 31 Teile, so dass der Vorrat genau für ein Jahr reicht. Es wird ein jeder Tag einzeln angerichtet aus einem Teil Arbeit und zwei Teilen Frohsinn und Humor. Man füge drei gehäufte Esslöffel Optimismus hinzu, einen Teelöffel Toleranz, ein Körnchen Ironie und eine Prise Takt. Dann wird das Ganze sehr reichlich mit Liebe übergossen. Das fertige Gericht schmücke man mit einem Sträußchen kleiner Aufmerksamkeiten und serviere es täglich mit Heiterkeit! Katharina Elisabeth Goethe 1731-1808), Mutter v. Johann Wolfgang von Goethe "...Возьмите 12 месяцев, очистите их от горечи, зависти, скупости и педантизма и разделите каждый месяц на 30 или 31 часть, так чтобы запаса хватило на целый год. Каждый день следует сервировать отдельно, смешав в равных частях труд, веселый нрав и юмор.Добавьте к этому три полных столовых ложки оптимизма, одну чайную ложку терпимости, пару зернышек иронии и щепотку такта. Полученную массу обильно полейте любовью. Готовое блюдо украсьте маленькими букетиками внимания и ежедневно подавайте с радостью!"
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов