История каждый день: 10 сентября

10 сентября. События и факты прошлых лет, именинники, народные приметы и традиции.
10 сентября в нашей программе мы поговорим о «зайцах», и не простых, а железнодорожных. Мы вспомним о том, как на заре цивилизации боролись с безбилетными пассажирами на транспорте. 10 сентября 1898 года начальство Рязано-Уральской железной дороги собралось вместе с акционерами, чтобы обсудить результаты смелого эксперимента. Напомним, Рязано-Уральская - одна из крупнейших железных дорог, существовавших в России на рубеже XIX и XX веков. Она пролегала через территорию Московской, Рязанской, Тамбовской, Саратовской, Астраханской губернии и области Уральского казачьего войска. Дорога эта прекратила свое существование в 1953 году. Бывшие её участки ныне входят в состав Приволжской, Юго-Восточной, Московской железных дорог. Так вот, в мае 1898 года дорога ввела новые должности поездных контролеров, на которых возложили обязанности контролировать действия кондукторских бригад на пассажирских и скорых поездах. Результат первых трех месяцев действий поездных контролеров превзошел все ожидания - сумма выручки от продажи билетов удвоилась. Кондукторы уже не могли по-прежнему вольно обходиться с местами и выручкой за проезд пассажиров. Вместе с учреждением должности контролера была введена специальная поездная ведомость, куда «отныне и до веку» записывались билеты и учитывались все пассажиры вагона. Надо сказать, что до революции не было ни номеров вагонов, ни плацкарт. Пассажир просто шел в свой класс, который указывался в билете. Место в вагоне предоставлял проводник. В третьем и четвертом классах никакой фиксации мест вообще не было: пускали по билету в вагон, и все – как теперь в электричку, кто первый сел, того и место. Кстати, зайцами стали называть безбилетных пассажиров люди высшего света, свободно общавшиеся на французском языке, в котором есть выражение: aller en lapin. Оно означает дословно «проскочить кроликом или зайцем». О «зайцах» писал, например, Антон Чехов в рассказе «В вагоне», где прямо намекал, что безбилетники до введения контроля, ездили по нигде не утвержденному тарифу - 35% цены билета в карман кондуктору. Напоминаем, это был просвещенный XIX век. Далее заглянем в Календарь памятных дат Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области. Здесь мы узнаем, что в сентябре 1966 года Тамбовская областная комсомольская организация награждена Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ за активное участие во Всесоюзном социалистическом соревновании «За комплексную механизацию и электрификацию процессов производства в животноводстве» и активную работу по организации летнего отдыха детей из города Ташкента, пострадавшего от землетрясения. #россия25и80тамбов Продолжим наше архивное исследование документальных источников 80-летней давности, свидетельств первого года жизни вновь образованной Тамбовской области. Это было время больших перемен. 10 сентября 1938 года городской Совет народных депутатов и члены исполкома на чрезвычайном совещании обсуждали снабжение городских школ топливом к будущей зиме, которое было плохим от слова «совсем». Вместо требуемых 400 тонн высококалорийного угля на предстоящую зиму тамбовские школы получили только треть - области «срезали» заявку на уголь, мотивируя это возможностью замены нужного промышленности антрацита на дрова или торф. Так совпало, что тамбовский Гортоп к этому моменту оказался в чрезвычайном финансовом положении в результате увольнения и посадки старого руководства, обвиненного в развале работы. Имел место развал или нет, история умалчивает, новое руководство предложило свой план обеспечения школ топливом до начала осенней распутицы, известный в новейшей демократической истории как отопление котельных «с колес». Вместо угля, по новому плану школы должны были получить 10 тысяч кубометров торфа и дополнительно 3 тысячи кубометров дров. Этого запаса хватило бы на первый холодный месяц, и дало бы небольшой временной лаг для завоза следующей партии топлива. Доставку дров по реке Цне в Тамбов организовать удалось, а вот с торфом вышла заминка, привезли всего 500 «кубов». Дирекции школ были вынуждены жечь дефицитные дрова, чтобы не заморозить учеников. Далее раскопки пластов истории продолжим в архивных подшивках 1993 года, который для тамбовчан ознаменовался не только началом вещания регионального телевидения, но и появлением новых рыночных отношений. Переход к рынку стал периодом тяжких испытаний для бизнеса и банковского сектора, который поразил пресловутый кризис неплатежей. Зарождающаяся рыночная финансовая система страдала от систематической задержки платежей. Региональные расчетно-кассовые центры не справлялись с обработкой документов, поступающих от коммерческих банков, в частности авизо, на основании которых на корсчет банка зачислялась указанная в нем сумма. Сотрудники ГРКЦ (Главного расчетно-кассового центра) физически не успевали разобрать сотни мешков с платежной документацией. Прилавки магазинов в тот год могли быть несравненно богаче, но в распоряжении оптовых баз и магазинов часто не оказалось необходимого количества оборотных средств. Наличность уплывала из оборота в межбанковские расчетные схемы. Масла в огонь плеснуло хотевшее как лучше правительство: распоряжение о предварительной оплате товара сделало бесполезными прежние гарантийные письма и чековые книжки. Схема имела массу лазеек для махинаторов, в результате нечистоплотные банкиры в течение значительного времени могли «прокручивать» крупные суммы чужих денег. В результате всего этого, деньги, отправленные через банк поставщику за товар месяцами «гуляли» неизвестно где. Более двух месяцев шло перечисление 12 миллионов Московскому автозаводу за поставленные запчасти группе кооператоров. Оптово-торговая база облпотребсоюза перечислила Ленинградскому тюлево-гардинному комбинату 3 миллиона рублей в середине января 1993 года, а получила товар только в сентябре. А 500 тысяч рублей, перечисленные Актюбинской трикотажной фабрике, и вовсе канули в Лету. Кроме того, торговля задыхалась без долгосрочных кредитов, без которых в тот момент было просто невозможно вести дела. Краткосрочные кредитные ресурсы выдавались коммерсантам под грабительские проценты. Тамбовская потребительская кооперация, закончила первое полугодие 1993 года реализацией товаров на 1,3 миллиарда рублей, очередной кредитный транш в 146 миллионов рублей получила под 28 процентов годовых. И, в результате, вернула банку 170 миллионов. #россия25и80тамбов 10 сентября по народному календарю – Анна и Савва Скирдники. В этот день отмечается память двух святых – Анны Пророчицы и Саввы Крыпецкого. Святая Анна из Иерусалима была благочестивой вдовой, которой вместе со святым Симеоном Богоприимцем выпала честь встретить младенца Иисуса Христа в храме, куда его принесли родители, чтобы возблагодарить Бога за первенца. Святой Савва Крыпецкий, или Псковский, жил в 15 веке. Известно, что преподобный учил мирян соблюдать чистоту – телесную и нравственную, ратовал за праведный образ жизни людей. Он молитвой исцелил больную супругу псковского князя Ярослава. На Анну и Савву завершалась последняя жатва хлебов. С полей вывозили снопы, которые складывали в скирды – отсюда и название праздника, Скирдники. Крестьяне торопились убрать хлеб до наступления ненастья и холодов. На Руси в это время славили урожай, устраивая большие праздники и ярмарки. Как ни странно, именно в этот день молились об избавлении от пьянства. А вот свататься на Анну и Савву не стоило: приход жениха в гости к родителям невесты сулил беду. Имениники в этот день Прохор, Никанор, Питирим, Георгий, Анатолий, Николай, Василий, Иван, Моисей, Юлиан, Евстафий, Акакий и Анна. От всей души присоединяемся ко всем добрым словам и пожеланиям, которые прозвучат сегодня в ваш адрес, уважаемые именинники. Будьте счастливы!
МЕТА:
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов