История каждый день: 19 июля

19 июля. События и факты прошлых лет, именинники, народные приметы и традиции.
В июле 1896 года Тамбовская городская дума утвердила постановление, согласно которому домовладельцы Большой улицы (ныне Советская), большей части Дворянской (Интернациональная), а также улиц Гимназической и Носовской, обязаны были устроить против своих домов асфальтовые тротуары. Постановление это утверждено господином губернатором и вошло в законную силу. Крайний срок исполнения его был назначен на 1 октября того же года. В небольшом отступлении заметим, что асфальт был первым нефтепродуктом, с которым познакомился человек. Наш слушатель наверняка удивится, когда узнает, что природный асфальт - один из видов природного битума, порождение тяжелых фракций нефти - впервые использовался ацтеками при постройке дорог в Америке, за полтысячи с лишним лет до нашего с вами рождения. В Российской империи первый опыт использования асфальта был предпринят в середине 19-го века, когда в Санкт-Петербурге им были заасфальтированы террасы Зимнего дворца. К концу столетия асфальт появился в Москве, Риге, Киеве и Одессе. Первый асфальтовый завод был построен в Сызрани, а до этого его закупали за границей. Но дело того стоило: надежные булыжные мостовые обходились намного дороже. Проекты таких работ рассматривались очень тщательно, как теперь говорят, на конкурсной основе, Тамбовским губернским правлением. «Тамбовские губернские ведомости» писали: «Асфальтовые тротуары у нас в Тамбове уже на значительном пространстве вытеснили из употребления булыжные мостовые. На протяжении трех верст… вплоть до северной окраины Варваринской площади, (то есть от ГУМа до Первомайской площади) пешеходное сообщение происходит по асфальту». С асфальтом тогда произошел курьез. Стремясь сделать подешевле, строители перед укладкой асфальта выковыряли из земли булыжники, насыпали вместо них песок и так уложили асфальт на землю. На следующий год пришлось его ремонтировать «заплатками». Видно, с тех самых пор и пошла традиция делать дороги подешевле, а затем все время их ямочно ремонтировать. #Победа75 Сегодня в рамках нашего документально-художественного цикла «История каждый день» мы продолжаем серию кратких исторических очерков, посвященных событиям Великой Отечественной войны, круто изменившим ход мировой истории и всей жизни нашей Родины. День 19 июля 1941 года в сводке главного информационно-пропагандистского ведомства СССР «Совинформбюро» сообщалось об ожесточенных боях на Псковском, Полоцко-Невельском, Смоленском и Новоград-Волынском направлениях. На остальных участках фронта чего-либо существенного не произошло. Эта формулировка, для знающих людей, означала, что материал сводки был обязательно доставлен Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину. Многие важные детали трагических событий на фронте в сводку не попадали, на первый план составители сводки выдвигали успешные боевые действия той или иной имярек энской воинской части. В самые трудные первые месяцы войны об оставленных городах Сталин давал добро сообщать только через несколько дней, когда уже бои шли далеко за ними и молчать было нельзя. В тот день «Советское информационное бюро» передавала стандартную информацию о том, как наша авиация продолжала боевые действия по уничтожению мотомехчастей противника и его авиации. В исторических хрониках мы читаем о том, что немецко-фашистское командование, обеспокоенное контрударом советских войск в районе Сольцы, создавшим угрозу коммуникациям 4-й танковой группы, 19 июля приказало временно прекратить наступление на Ленинград. Мужество и массовый героизм защитников города на Неве заставил дрогнуть и притормозить германскую военную машину. В приказе Гитлера об этом говорилось: «Продвижение в направлении Ленинграда возобновить лишь после того, как 18-я армия войдет в соприкосновение с 4-й танковой группой, а ее восточный фланг будет обеспечен силами 16-й армии». В этот же день генерал Буш, командовавший 16-й немецкой армией, которой отводилась немалая роль в битве за Ленинград, тоже издал приказ. Но речь в нем шла не о Ленинграде, а о безопасности тылов самой 16-й армии. В приказе говорилось: «Партизаны подлежат расстрелу. Если возникнет подозрение, что население покровительствует партизанам, то необходимо взять заложников и при первом же нападении на германских солдат их расстреливать. Населенные пункты, со стороны которых совершено нападение на немецкие войска, должны немедленно подвергаться массовым репрессиям». Эти же июльские дни 1941 года газета «Правда» публиковала отклики трудящихся на призыв комсомольцев-стахановцев предприятий Свердловской области ко всей молодежи давать по две нормы - то есть по 200 процентов выработки планового задания за смену. Вступив в соцсоревнование, коллективы рабочих досрочно выполняли месячную программу, перевыполнил задание по производительности труда. Помимо традиционных форм социалистического соревнования –стахановского движения и ударничества, зародившихся в годы первых пятилеток, война дала импульс к появлению и развитию новых индивидуальных и коллективных форм трудового соревнования. Как и в целом по стране, трудовой энтузиазм работников тамбовских предприятий с началом войны резко вырос. Так, к осени 1941 года доля стахановцев и ударников в составе коллектива Мичуринского паровозоремонтного завода составляла 64 %, коллектива ТВРЗ – 86 %. С первых дней войны под девизом «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт» на предприятиях областиза активизировалось движение двухсотников – рабочих, ежедневно выполнявших две сменных нормы. В июле 1941 года движение двухсотников переросло в движение многосотников – за выполнение трех и более норм за смену. Основоположником этого движения в Тамбовской области стал слесарь вагонного депо Мичуринск – Н. Гугняев, добившийся выполнения 8–9 норм за смену. Вероятно, он явился и первым «тысячником» края. Однако, самым знаменитым «тысячником» области и всей прифронтовой полосы в годы войны стал слесарь завода «Ревтруд» С. Васильев, выполнивший в мае 1942 года месячную норму на 1420 %. К концу 1941 года количество двухсотников и многосотников на крупных предприятиях области превысило 3 тыс. человек. И о других событиях, которыми отмечен этот день в хронологии Великой Отечественной войны. 19 июля 1942 года продолжались оборонительные бои советских войск с наступающим противником на всем южном направлении: в районе Воронежа, в большой излучине Дона и в Луганске. По приказу командования наши войска оставили город Луганск. 19 июля 1943 года войска Западного и Брянского фронтов, наступавшие на орловском направлении, продвинулись вперед от 6 до 10 км и освободили 130 населенных пунктов. И в тот же день, 19 июля 1944 года, войска 1-го Украинского фронта в ходе успешно развивавшегося наступления на львовском направлении прорвали оборону противника. Подвижные соединения фронта вышли на реку Западный Буг, вода которой разделяет границы трех государств – Украины, Беларуси и Польши. #Победа75 19 июля по народному календарю празднуется Сысоев день. Название дня взято из церковного календаря, поскольку в данную дату православные верующие чтят память святого Сисоя Великого – жившего в Египте монаха-проповедника. За постоянные молитвы и милосердие к окружающим Господь наделил Сисоя даром исцеления немощных. На Сысоев день крестьяне молились святому за удачный урожай, поскольку считали его покровителем земледельцев. Если в Сысоев день примечали ясную луну, то готовились к обилию урожая. Бледная луна извещала о сухих прохладных днях, луна с зеленоватым оттенком сулила о наступлении сильных осадков. В этот день именины справляют Фёдор, Аввакум, Валентин, Иннокентий, Василий, Руфин, Антон, Юлия, Марина и Марфа. Будьте счастливы!
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов