История каждый день: 22 мая

22 мая. События и факты прошлых лет, именинники, народные приметы и традиции.
Сегодня мы продолжим наш рассказ о том, как на рубеже XIX и XX веков Тамбовская губерния вдруг оказалась на самом пике технического прогресса того времени. 22 мая 1911 на ипподроме купеческого города Козлова местные жители с восторгом и страхом смотрели, как человек поднялся в воздух на удивительном летательном аппарате - аэроплане. Человеком этим был 29-летний Александр Алексеевич Васильев, уроженец деревни Марьевка Тамбовской губернии, один из первых пилотов-авиаторов в России. Будущий блестящий юрист, студент юридического факультета Казанского университета Васильев однажды стал свидетелем полета аэроплана. Потрясенный молодой человек «заболел» воздухом и уехал во Францию учиться профессии пилота. Спустя несколько лет Александр Васильев стал 17-м дипломированным авиатором в России, имевшим право совершать публичные полеты, то есть, говоря современным языком, устраивать авиашоу при большом стечении народа. Для этого он привез из Франции самолет фирмы «Блерио», с которым предпринял поездку по городам России. Первый полет Васильев совершил 1 сентября 1910 года в Нижнем Новгороде, где установил всероссийский рекорд высоты — 1 тысяча метров. В патриархальном Козлове после посадки аэроплана пилота в восторге качали на руках. Степенное козловское купечество, дворяне, разночинцы и крестьяне, были, мягко говоря, под большим впечатлением от фигур высшей школы пилотажа, которые демонстрировал на своей летающей этажерке герой воздуха – их земляк-тамбовец. Тот самый, которого сам император всероссийский благодарил за успешный перелет Петербург — Москва. Известен текст Высочайшей телеграммы: «Передайте авиатору Васильеву Мое искреннее поздравление с победой на перелете Петербург — Москва и Мою благодарность за его готовность и впредь работать на пользу отечественного воздухоплавания, успехи и развитие которого близки Моему сердцу. Николай». Как и многим пионерам воздухоплавания, Васильеву не суждено было умереть в своей постели от старости. Он сгинул в горниле Первой мировой войны, но имя нашего с вами земляка, русского летчика Александра Алексеевича Васильева, навечно вписано в историю русской авиации. Ну, а теперь заглянем в календарь памятных дат и событий Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области. В мае 1946 года в Моршанске началось строительство литейно-механического завода на 600 тонн литья в год. 22 мая 1984 года в селе Софьинка Умётского района на месте усадьбы Мара состоялся первый праздник поэзии Евгения Боратынского. 22 мая 2003 года в Москве, в Третьяковской галерее, открылась выставка картин из фондов Тамбовской областной картинной галереи «Культурное наследие тамбовской провинции. Люди. Картины. Судьбы» в рамках проекта «Золотая карта России». Сегодня в рамках нашего документально-художественного цикла «История каждый день» мы продолжим серию кратких исторических очерков о послевоенной истории СССР, в которую вписаны золотыми буквами имена наших земляков-тамбовчан. В «…сороковые, роковые, военные и фронтовые...» Тамбовщина находилась вне зоны боев, но являлась регионом прифронтовой зоны, что подтверждают документы ЦАМО РФ. С октября 1941 по март 1942 года город Тамбов официально считался тыловой границей Брянского, и до февраля 1943-го - Воронежского фронтов. Этот период, полный тревог и волнений и одновременно мужества и трудового героизма тамбовчан достаточно подробно отражен в газетных и журнальных публикациях. Кстати, большей популярностью, нежели печать, в то время пользовались лишь передачи областного радиокомитета. После войны оперативный источник информации, наше радио увеличило время вещания до одного часа в день. Радиопередачи зазвучали в Мичуринске, появились радиоузлы в Знаменском, Сампурском и Умѐтском районах. Послевоенное радио, как и газеты - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор, универсальный инструмент идеологической пропаганды. Поэтому по радио передавали не только вести с тамбовских полей. Наши старшие коллеги в новостных выпусках наверняка цитировали газету «Правда» о последних боях в Европе с фашистскими недобитками. 22 мая 1945 года, в бою с отрядом беглых эсэсовцев в Латвии погибли 25 советских солдат. В этих сообщениях была невыразимая горечь - советские солдаты, в том числе и уроженцы нашей области, гибли уже после Победы, чтобы военные преступники не скрылись от возмездия. В тот же день, 22 мая 1945 года, в своих кратких включениях, тамбовское радио сообщало о строительстве трассы газопровода Саратов-Москва, первого в СССР и второго в мире магистрального газопровода, соединившего Москву с Елшанским месторождением природного газа в Саратовской области. Трассу проложили по территории пяти областей - Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской. Строительство было поручено Главному Управлению аэродромного строительства НКВД под руководством Леона Сафразьяна, руководившего строительством бункера Сталина в Куйбышеве. Газеты и радио писали о мобилизованном населении тех сел и деревень, что находились рядом с трассой газопровода, о героях-комсомольцах, стахановскими темпами вручную копавших траншею для укладки газовых труб в Кирсановском районе. Для рытья траншеи была дана разнарядка: на каждого взрослого трудармейца по 5 погонных метров в день. Разнарядка распространялась на мужчин от 16 до 60 лет и женщин от 20 до 50 лет. Но были и другие строители, о которых пресса помалкивала. Читаем рассекреченное письмо УНКВД по Тамбовской области о приеме военнопленных из Саратовского лагеря НКВД СССР N 238. «…На строительство трассы газопровода Саратов-Москва в город Кирсанов прибыл эшелон с 1000 человек военнопленных…Принять меры к размещению….При отсутствии эпидемических заболеваний разрешить вывод на работу хозорганам. Принять меры к обеспечению контингента питанием и медобслуживанием». По данным Государственного архива Российской Федерации на строительстве первого советского газопровода имени товарища Сталина трудились более 8 тысяч заключенных, около 4 тысяч военнопленных, около 50 тысяч рабочих стройколонн, включая мобилизованное местное население. Православные верующие 22 мая молитвенно почитают память святого Николая Чудотворца, покровителя всех путешественников, детей и торговцев. Николай служил священником в 3 веке, он помогал всем нуждающимся, раздавал все что имел и не требовал благодарности. Молитвой Николай мог остановить надвигающуюся бурю или исцелить тяжелобольного. В народе Николу называли Вешним, что означало «весенний». Так день нарекли в противовес Николе Зимнему (19 декабря). К этому дню крестьяне выгоняли скотину на пастбище, благодаря чему увеличивался удой молока, а крестьянский стол становился богаче и разнообразнее за счет молочных продуктов. Святого Николая величали покровителем лошадей, потому его молили об их защите от диких зверей и нечистых сил. В храме хозяева заказывали молебен на освещение воды, а затем окроплял ею свою лошадь. Если после дня Николы Вешнего случалась гроза, то готовились к дождливой летней поре. Лягушачье кваканье служило знаком щедрого урожая. А еще по данному дню судили каким будет Никола Зимний. Именины 22 мая празднуют все, кто носит имена Андрей, Виктор, Гавриил, Иосиф, Симеон и Христофор. От всей души присоединяемся ко всем добрым словам и пожеланиям, которые прозвучат сегодня в ваш адрес, уважаемые именинники. Будьте счастливы!
МЕТА:
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов