«Маяк» «Россия» РВ История каждый день
05.08.2019

История каждый день: 5 августа

5 августа. События и факты прошлых лет, именинники, народные приметы и традиции.

Отправная точка нашего путешествия по информационной ленте времени сегодня – август 1881 года, когда правление Тамбовско-Саратовской железной дороги обнародовало результаты смелого эксперимента, который мог изменить будущее всей транспортной системы Российской империи. Напомним, железнодорожная ветка на Саратов была делом новым. Комитет железных дорог утвердил ее направление от Тамбова к Саратову через Кирсанов и Аткарск всего 15-ю годами ранее. Дорога эта была одной из первых, которая строилась на акционерные капиталы земств разбросанных вдоль нее городков Саратовской и Тамбовской губерний. Правда, принятых ими обязательств хватило ненадолго и правительству не оставалось ничего другого, как выкупить Тамбовско-Саратовскую железную дорогу в казну.

Но дух инноваций просто был в крови этих замечательных железных дорожников, опередивших свое время. В конце июля 1881 года они завершили опыты по переводу локомотивов на отопление нефтью по способу горного инженера Порецкого. Паровоз, дровяной тендер которого заменил бак с сырой нефтью, вышел из Саратова в 5 часов утра и в 8 вечера того же дня успешно прибыл в Тамбов, доказав тем самым, что Россия может более не истреблять свои леса для движения по железным дорогам.

Процитируем письмо одного из участников того путешествия из Саратова в Тамбов: «Предписание министерства путей сообщения выполнено — путь пройден, как нельзя лучше. Применение нефти к отоплению локомотивов вполне безопасно: ни взрыва, ни пожара от нее произойти не может. Непрерывность движения между конечными пунктами дороги достигнута. Прибыв в Тамбов, следующим утром поезд мог следовать обратно в Саратов, не гася на ночь огня в топке и не выпуская паров. Выгода нефтяного отопления паровых машин вполне доказана!» — подводит итог автор заметки. Отметим, что придуманный полтора века назад способ топки паровозов нефтью или мазутом действует и сегодня в некоторых странах, где по железным дорогам еще бегают эти железные монстры.

#Победа75

В 2020 году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В рамках нашего документально-художественного цикла «История каждый день» «Радио России Тамбов» продолжает серию кратких исторических очерков #Победа75 о вкладе тамбовчан в разгром фашизма. 5 августа 1941 года репродукторы тамбовского радиоузла передавали новую сводку «Совинформбюро» об упорных боях, которые наши войска продолжали вести с противником на Смоленском, Коростенском, Белоцерковском направлениях и на Эстонском участке фронта. Началась героическая оборона Таллина советскими войсками, силами морской пехоты и Балтийского флота, полком эстонских и латышских рабочих. Сковав крупную группировку противника, оборона (продолжалась до 28 августа) имела важное значение для общего хода военных действий на ленинградском направлении.

Под нажимом немецко-фашистской группы армий «Юг» начался отход войск Южного фронта за реку Днепр. Началась героическая оборона Одессы войсками отдельной Приморской армии, силами Черноморского флота и населением города. Вермахт нес огромные потери. Исчерпав на многих участках все резервы регулярных войск, командование германской армии бросало в бой резервистов старых возрастов и 16-17-летнюю молодёжь. На одном из участков фронта Западного направления в боях участвовали юнкера младших классов берлинского юнкерского училища, многие из которых сдались в плен частям Красной Армии.

В это же самое время огромная нагрузка легла на тамбовских железнодорожников, главной задачей которых являлось бесперебойное обеспечение фронта воинскими грузами и людским и резервами. Прифронтовое положение края превратило его в один из важнейших транзитных пунктов страны и придало стратегическое значение местной железнодорожной сети, протяженность которой к началу войны составляла 777 километров. Особое значение приобретала работа узловых станций «Тамбов» и «Мичуринск-Кочетовка».

Во второй половине 1941 года транзитом через область с запада двигались составы с эвакуированным населением, колхозным имуществом, оборудованием предприятий, ранеными, с востока – эшелоны с воинскими частями, вооружением, боеприпасами. Напряженность грузоперевозок резко возросла. К осени 1941 года только по Мичуринскому отделению грузооборот увеличился на 50 %. В то же самое время начались систематические налеты немецкой авиации, стремившейся сорвать график движения поездов. Особенно пострадала от вражеских бомбардировок крупнейшая в области сортировочная станция Кочетовка. Однако, благодаря самоотверженности и профессионализму тамбовских железнодорожников абсолютное большинство составов с грузами для фронта было спасено. Тяжелый труд тамбовских железнодорожников позволил многократно увеличить пропускную способность железных дорог области – уже к августу 1941 года она возросла в 7 раз.

И о других событиях, которыми отмечен этот день в хронологии Великой Отечественной войны.

5 августа 1942 года в сводках Совинформбюро не было ничего утешительного: бои шли в районе станиц Клетской, Цимлянской, было оставлено Котельниково, прямая угроза нависла над Армавиром. Враг рвался к Волге и Сталинграду. Почти в каждом репортаже тревожные сигналы: «Противник все время подбрасывает резервы», «Численное превосходство на стороне врага».

5 августа 1943 года войска Брянского фронта при содействии войск Западного и Центрального фронтов освободили город Орел. Войска Степного и Воронежского фронтов в тот же день освободили город Белгород. Соединениям, которые первыми ворвались в эти областные центры и освободили их, было присвоено воинское почетное наименование «»Орловских» и «Белгородских». В последующих боях соединениям и частям Советской Армии, отличившимся при освобождении крупных городов и важных районов, а также при форсировании крупных рек, присваивались почетные географические наименования.

#Победа75

Православная церковь сегодня молитвенно почитает память святого Трофима, христианина, пострадавшего от рук идолопоклонников. Случилось это в III веке в Римской империи. Трофим всей душой исповедовал веру Христа, потому на суде он отказался сменить ее. Не в силах сломать его сильную веру, язычники отрубили Трофиму голову.

А в народе Трофима прозвали Бессонником, связывая это с порой, когда на сон практически не хватало времени. В разгар лета необходимо было успеть и рожь собрать, и сено заготовить, и с домашними делами управиться. К тому же темнеть начинало рано, и ночи становились уже длиннее. Чтобы справиться с большим объемом дел, хозяева вставали к рассвету и трудились до темноты, не смыкая глаз.

Кроме того, день Трофима Бессонника жители еще называли Калинник-Малинник. В лесах начинала краснеть калина и поспевала в изобилии малина. На их сборы отправляли молодежь или детей. Ягоды калины были еще терпкими, однако, очень полезными. Зато малина радовала своей сладостью. В данный день калину и малину использовали в компоты, варенье, мармелад, сушили на зиму для чая, добавляли в сдобные пироги. Калину крестьяне ценили за лечебные свойства. Ее ягоды, кору, соцветия и даже листья использовали при простудных заболеваниях, при лечении пищеварительного тракта, для остановки кровотечения или для понижения артериального давления.

Малина в народе была не только лакомством, но и полезным продуктом. Богатую на витамин С малину применяли для поднятия иммунитета и снижения температуры при лихорадке. Она обладала кровоостанавливающим свойством и помогала при лечении суставов. Девушки малину использовали для улучшения цвета и здоровья кожи. Если на Трофима Бессонника примечали туман по земле, то на следующий день готовились к ясной погоде. Крик совы в лесу предвещал наступление прохладной погоды. Яркое мерцание звезд примечали к дождливым дням. Голуби, прячущиеся днем в свои гнезда, сулили о скором ненастье

Сегодня именины празднуют Анна, Макарий, Трофим и Феофил.

Будьте счастливы!

УЗНАВАЙТЕ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ КАК ВАМ УДОБНЕЕ:
Яндекс/ Новости Яндекс/ Дзен Google/ Новости
Вконтакте Одноклассники