История каждый день: 9 июля

9 июля. События и факты прошлых лет, именинники, народные приметы и традиции.
Сегодня мы в наших исторических заметках вспомним об особом сословии людей, населявших до революции 1917 года Тамбовскую губернию. Сельское духовенство XVIII-XIX веков ― особая часть Церкви. Его служение проходило, порой, в условиях голода, войн, сопровождалось и тяжелым трудом, и непониманием, а бывало и откровенным притеснением со стороны бывших прихожан, и многим другим. Но и в этих условиях священники выполняли свой духовный и нравственный долг перед Богом и паствой. Трудна и строга была повседневная жизнь сельского батюшки. Качество этой жизни, как теперь говорят, зависели от удаленности прихода от административных центров губернии, достатка самих прихожан. Конечно, многое зависело от самого пастыря, от его духовного опыта и нравственных качеств, от того как он налаживал контакты с прихожанами и епархиальным начальством. Читаем архивные документы, которые сохранил нам информационный портал Град Кирсанов. В XVIII веке главной бедой была неграмотность среди священно­, церковнослужителей Тамбовской епархии. В июне 1789 года Тамбовский епископ Феофил (Раев) отправился в большую инспекционную поездку по епархии. Он ехал через Кирсанов в Пензу, затем посетил Саровскую пустынь, города Инсар, Наровчат, Темников, Спасск и Керенск. По результатам ревизии появилось решение: «…велеть всех, кои примечаны нами в неисправности церквей, так же и в пороках, выслать всех в консисторию немедленно…» Священников разных городов епархии обязали по очереди приезжать в Тамбов учиться читать проповеди. За неявку по неуважительной причине им грозил штраф. Некоторые из пастырей отправлялись жаловаться на такие строгости в столицу. Но не всегда жалобы приводили к желаемому результату. В деле от 9 июля 1791 года «об отлучившимся в Святейший Синод своевольно без письменнаго вида (то есть разрешения) дьячке кирсановском Сидоре Борисове» говорится: «...Святейший Синод досадует, затрудняясь таковыми без письменных видов являющимися жалобщиками. По духовному регламенту велено всем претензии имеющим апелляциею в Святейший Синод просить архиереев об отпуске. То есть, чтобы пожаловаться на руководство, несчастный дьячок должен был у этого же самого начальства получить увольнительную. Чем закончилась история Сидора Борисова, который рискнул без ведома владыки отвезти челобитную в столицу, история умалчивает. А вот Священный Синод грозно повелел, чтобы впредь «...никто таким образом в Святейший Синод являться не дерзал», и подтвердил указом прежний порядок подачи апелляций. О чем со всех отцов благочинных взяты были специальные подписки. #Победа75 В 2020 году мир будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне. Отдавая дань светлой памяти фронтовому поколению, в рамках нашего документально-художественного цикла «История каждый день» «Радио России Тамбов» продолжает серию кратких исторических очерков #Победа75 о вкладе тамбовчан в разгром фашизма. Уже в июле 1941 года руководству области пришлось решать сложную задачу по размещению на территории региона эвакуированных и беженцев устройству сирот в детские дома. За 1941–1942 годы на Тамбовщины от войны бежали около 200 тысяч человек. Партийные власти оказались не готовы, к такому их количеству. Читаем рассекреченное инструктивное письмо Тамбовского обкома ВКП(б) и облисполкома секретарям городских и районных комитетов коммунистической партии об организации приема, учета и трудоустойства эвакуированных от 7 июля 1941 года. «…Бюро обкома ВКП(б) отмечает, что ряд районных исполнительных комитетов и сельских Советов проявляют нетерпимое отношение к нуждам и запросам эвакуированных в части оказания им материальной помощи, обеспечения продуктами питания, топливом и в устройстве на работу. В особенности много жалоб на это со стороны эвакуированных, размещенных в Пичаевском, Лысогорском, Платоновском, Шапкинском и других районах…Секретарь обкома ВКП(б) Логинов. Председатель облисполкома Козырьков». А вот вышедшее два месяца спустя постановление бюро Тамбовского обкома ВКП(б) «Об эвакуированных детях, размещенных в Тамбовской области». Тоже - совершенно секретно. «В соответствии с решением ЦК ВКП(б) от 22/VIII-41 г. бюро обкома проверкой установило, что в ряде районов для эвакуированных детей не созданы нормальные бытовые условия и не обеспечено их медицинское обслуживание. Детдома и детсады размещены в неприспособленных для зимы помещениях (Тулиновка, Мичуринск, Тамбов). Многие детдома и детсады не обеспечены топливом (Инжавинский, Полетаевский, Сампурский, Покрово-Марфинский, Ржаксинский, Старо-Юрьевский и другие районы. И все же своя кровь – не водица: тамбовчане собрали и отдали спасенным от войны детям последнее. Активное участие, как сегодня говорят, в благотворительных акциях, приняла общественность (сбор теплых вещей, ремонт помещений детских домов-интернатов, заготовка топлива. Уже в следующий год для сирот было открыто 40 колхозных детских домов. По инициативе колхозников Избердеевского района их брали на полное обеспечение крупные сельхозпредприятия. Всего же за годы войны в Тамбовской области было открыто 148 детских домов более чем на 8000 мест. Тамбовский комсомол и областной отдел народного образования учредили фонд «Помощь детям», в который простые тамбовчане, рядовые труженики, внесли свыше 5 миллионов рублей. Дети тоже помогали взрослым, как могли: в годы Великой Отечественной на Тамбовщине действовали около 3000 тимуровских команд – предтечи сегодняшних волонтерских отрядов. И о других событиях, которыми отмечен этот день в хронологии Великой Отечественной войны. 9 июля 1942 года – трагическая дата для города Котовска и всей нашей области. В результате авианалета взрывом колоссальной силы были разрушены мастерские 5-го цеха порохового завода. Погибло 34 работника предприятия. Усилия бомбардировочной авиации немцев были направлены на парализацию работы котовского порохового завода №204 – крупнейшего в прифронтовой полосе, и имевшего стратегическое значение кочетовского железнодорожного узла. #Победа75 По народному календарю сегодня отмечается день с вкуснейшим поименованием Давид Земляничник. Прозван он так в память святого Давида Солунского, которого молитвенно почитают православные христиане в эту дату. История Давида началась в середине 5 века в Месопотамии. С молодости он изучал Священное Писание, затем принял иночество и стал отшельником. Давид построил шалаш у миндалевого дерева, где прожил аскетом около 70-ти лет. За это Господь наградил отшельника даром исцелять немощных, приходящие к нему горожане излечивались от тяжелых недугов. В народе Давида нарекли Земляничником. В эту пору поспевали ягоды земляники, поэтому крестьяне отправлялись в лес на их сборы. Это занятие было долгое, но результат оправдывал, ведь красные ягоды ценили не только за вкусовые качества, а и за лечебные качества. Жители верили, если скушать большую горсть земляничных ягод, то можно зарядиться жизненной энергией до следующего лета. Земляника является кладезем полезных витамином и микроэлементов – этот научный факт хорошо был известен нашим предкам. Ее ягоды употребляли в свежем виде как лакомство, особо ценимое детьми за приятный вкус и аромат. Также из них варили джемы и варенья, добавляли в пироги, готовили наливку. На зиму собирали листья земляники, их сушили и пили как травяные настои. В медицинских целях использовали не только земляничные ягоды, но и листья и коренья. Они помогали при лечении заболеваний сердца, язвы желудка, при почечных недугах и для укрепления иммунитета. Женщины из земляники готовили специальные маски для выведения веснушек. Если на Давида Земляничника случалась гроза, то остаток лета предвещали дождливым. Обилие земляники в лесу наблюдали к морозной зиме. Если в данный день в карман спрятать земляничный листок, то всегда можно рассчитывать на безотказные займы денег. Именины сегодня празднуют все, кто крещен именами: Давид, Георгий, Тихон, Иван, Денис. Будьте счастливы!
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов