Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 20 апреля 2020 года

В рамках совместного проекта ГТРК «Тамбов», управления образования и науки Тамбовской области, ТГУ им.Г.Р.Державина «Классный урок на Радио России» сегодня занятия для старшеклассников ведут учителя лицея N 14 им. А.М.Кузьмина. Александра Сергеевна Родионова поведает о классификации звезд и галактик по курсу астрономии. А учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук Елена Евгеньевна Яковлева систематизирует знания школьников в области фонетики
Урок по теме:  «Классификация звёзд и галактик» Педагог:  Александра Сергеевна Родионова, лицей N 14 им. А.М.Кузьмина Мы населяем мир, атомы которого образовались в звездных недрах, мир, где каждую секунду рождаются тысячи звезд, где в воздухе и водах молодых планет солнечный свет и разряды молний зажигают искру жизни, где сырье для биологической эволюции иногда создается взрывом звезды на другом краю Млечного Пути, где образовались сотни миллиардов таких красивых галактик, — это Космос квазаров и кварков, снежинок и светлячков, где могут быть черные дыры, другие вселенные и внеземные цивилизации, чьи радиосообщения пока ещё не дошли до  Земли. (Карл Саган, американский астрофизик) И действительно, в наблюдаемой нами вселенной более 100 млрд галактик, в каждой из которых десятки и сотни миллиардов звёзд. И каждая из этих звёзд уникальна по-своему. Какие-то звёзды красные, какие-то голубые, какие-то белые. Какие-то большие, какие-то маленькие. Одни яркие, другие тусклые. На протяжении веков люди предлагали огромное количество вариантов того, как можно систематизировать и классифицировать такое огромное разнообразие звёзд. Например, по размерам звёзды делятся на: Карлики – звёзды, чей радиус меньше радиуса Солнца Гиганты – звёзды, чей радиус привышает радиус Солнца в десятки раз Сверхгиганты – звёзды, чей радиус в сотни раз больше радиуса Солнца. По массе делятся на: Малые звёзды - 0,08-0,5 масс Солнца Умеренные - 0.5-8 масс Солнца Тяжёлые (массивные)звёзды -  более 8 масс Солнца. Современные же астрономы придерживаются спектральной классификации звёзд, включающей в себя семь основных спектральных классов, каждый из которых (кроме класса О) делится на десять подклассов, которые и учитывают, размеры, массу и т.д. Итак: Класс O Звёзды имеют очень высокую температуру (30-60 тысяч К), о чём свидетельствует большая интенсивность ультрафиолетовой области. Звёзды имеют ярко выраженный голубой оттенок. Больше всего тёмных спектральных линий в крайней левой фиолетового цвета части . Типичные звёзды этого класса — Дзета в созвездии Корма, Лямбда Ориона, Кси Персея. Класс B Температура поверхности звезды колеблется в диапазоне от 10 до 30 тысяч К. Имеют голубовато-белый цвет. Самый типичный представитель — звезда Спика (в созвездии Дева). Также Ригель и Эпсилон Ориона. Класс A Температура от 7500 до 10000 К. Белого цвета. Линии водорода достигают наибольшей интенсивности. Яркими представителями являются звёзды Вега и Сириус. Класс F Температура лежит в диапазоне 6000 — 7500 К. Происходит ослабление линий водорода и усиление линий ионизированных металлов: кальций, титан, железо. Цвет ярко-жёлтый. Знаменитые звёзды — Процион в созвездии Малый Пёс и Канопус в созвездии Киль. Класс G Температура на поверхности равна 5000 — 6000 К. Содержится большое количество ионизированного кальция. Цвет жёлтый. Звезда Солнце относится к этому классу. Класс K Температура уже не превышает 5 тысяч К и лежит в диапазоне от 3500 до 5000 К. Цвет светло-красный. К этому классу относятся звёзды Арктур в созвездии Волопас и Альдебаран в Тельце. Класс M Звёзды с минимальной температурой равной 2000 — 3500 К. На спектре линии металлов ослабевают. Цвет ярко-красный, иногда тёмно-оранжевый. К этому классу относится знаменитая звезда Бетельгейзе в созвездии Орион. Для удобного запоминания порядка основных спектральных классов можно использовать одно незамысловатое мнемоническое выражение: Один Богатый Англичанин Финики Жевал Как Морковь. Наглядно же, распределение звёзд по спектральным классам можно проследить на диаграмме Герцшпрунга-Рассела. Каждый живет в своем собственном мире, но если ты посмотришь на звёздное небо,  то увидишь, что все эти разные миры соединяются в созвездия, солнечные системы,  галактики. (Пауло Коэльо) Так что же такое - Галактика?    Терри Пратчетт как-то сказал: «Не походит ли галактика на сливки в чашке кофе, где  каждая сверкающая белая точка – звезда?»    Очень романтичное, конечно, сравнение, но с астрономической точки зрения галактика  является чуть более сложной структурой. Галактика - гигантское скопление звёзд газа и пыли, удерживаемое гравитацией. Но не все галактики одинаковы, поэтому как и звёзды, они имеют свою классификацию. Эллептические галактики -  имеют форму сфероида или удлиненной сферы. На небе, где мы  можем видеть только два из трех измерений, эти звездные острова овальные и имеют  форму дисков. Их поверхностная яркость уменьшается, по направлению от центра.  Чем больше число в классификации эллиптических галактик, тем большую форму  эллипса они имеют. Так, например по классификации E0 — идеально круглая, а E7 в  форме овала. Эллиптическая шкала варьирует от E0 до E7. Спиральные  галактики.  Спиральные состоят из трех основных компонентов: балдж, диск и гало. Балдж  (выпуклость) находится в центре галактики. Она содержит, в основном, старые звезды.  Диск состоит из пыли, газа и молодых звезд. Диск образует ряд структур. Наше  Солнце, например, находится в руке Ориона. Гало — свободные, сферические  структуры, расположенные вокруг балджа. Гало содержит старые звездные скопления,  известные как шаровые скопления    Спиральный класс А (рукова непосредственно из центр)     Спиральные типа б (с перемычкой) Линзовидные S0 это промежуточный тип между E7 и спиральными Sa. Они отличаются  от эллиптических, поскольку имеют выпуклость и тонкий диск, но отличаются от Sa,  потому что они не имеют спиральную структуру. Неправильные галактики. Они не имеют постоянной и симметричной структуры. Они делятся на  две группы,  IrrI и  IrrII.  IrrI имеют регионы HII, которые являются областями  ионизированного водорода. Также в них много молодых горячих звезд.  IrrII содержат  большое количество пыли, которая блокирует большую часть света от звезд. Все это  делает практически невозможным обнаружить отдельные звезды. Их форма,  зачастую, является совершенно неправильной. Взаимодействующие галактики - две галактики вращающиеся вокруг общего центра и  соединённых общим рукавом. Активные галактики – одни из самых интересных и загадочных объектов нашей  Вселенной. Основное отличие от обычных, спокойных галактик заключается в  настолько большом количестве энергии, вырабатываемой в ядрах таких галактик, что  его невозможно объяснить стандартными источниками энергии – звездами. Ядра  активных галактик это самые яркие долгоживущие объекты во Вселенной,  обладающие переменностью излучения в широчайшем диапазоне длин волн: от  гамма-излучения до радиоволн.  В настоящее время наиболее общепризнанной является гипотеза о наличии в центре  активной галактики сверхмассивной черной дыры. В этой модели большая часть  искомой энергии может выделяться при падении окружающего вещества (процесс  аккреции) на такую черную дыру. И помните, как сказал Карл Саган: «Космос есть внутри нас, мы сделаны из звёздного вещества, мы — это способ,  которым космос познаёт себя». Урок по теме: «Фонетика. Обобщение и систематизация материала» Учитель: кандидат филологических наук,  учитель русского языка и литературы МАОУ  «Лицей № 14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации  А.М. Кузьмина» г. Тамбова Яковлева Елена Евгеньевна Здравствуйте, ребята! Начинаем наш радиоурок, и сегодня он будет посвящён интереснейшей теме – фонетике. На первый взгляд, может показаться, что тема вовсе не сложная. Старшеклассники могут скептически заметить, мол, знаем мы и гласные, и парные согласные, фонетический разбор знаком нам еще с начальной школы. Но это всё только на первый взгляд. На нашем сегодняшнем уроке я буду задавать вам фонетические задачи, и мы вместе попробуем их решить. Фонетика – наука интересная. Все мы в детстве учились читать, с усердием проговаривая каждую букву - «Арбуз», «Барабан», «Машина», учились слышать  произносимые звуки и разбираться в них. Так вот, всё, что касается произношения нами слов, формирования звуковой оболочки речи, это и есть фонетика. Конечно, наш разговор надо начать с понятия «фонетика». Что такое фонетика? Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), а также интонацию. Целесообразно погружаться в фонетику надо с классификации букв и звуков. И вот вам первая фонетическая задача: буквы и звуки. Чего больше? Ответ: конечно же, звуков. К примеру, согласных звуков гораздо больше, чем букв, потому что согласные буквы могут обозначать как твердый, так и мягкий звуки. Сразу же увеличивается количество. Рассмотрим таблицу. Вспомним начало алфавита, буквально первую строчку: Б, В Г, Д. Букв всего 4. А звуков? А звуков 8! Потому что каждая буква может расходиться на твердый и мягкий звук: Б-Б, , В-В, , Г-Г, , Д-Д , . Первую задачу решили. Теперь что насчет гласных?... Гласные. Почему гласных букв больше, чем звуков? Вот с гласными всё наоборот. Выходит, что букв гласных больше, чем звуков. Давайте рассмотрим. А, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я. 10 букв. А звуков? А, о, у, и, ы, э. 6 звуков! Что же произошло? Всё дело в так называемых йотированных буквах! Йотированные – те, которые содержат  в себе йот (не йод, которым мажут болячки). Йот – это и-краткая. Так вот, 4 гласные буквы содержат в себе йот: е, ё, ю, я. Если эту согласную и-краткую удалить из этих йотированных букв, останутся звуки э, о, у, а. Эти же звуки обозначают и буквы э, о, у, а. Вот и получается, что гласных звуков на 4 меньше, чем гласных букв. Йотированные гласные буквы дублируют звуки. Теперь пришло время поговорить о так называемой «одежде» согласных звуков. Вот вам следующая задача: давайте произнесем Б, Л,  Г, Р, Ц. Есть отличия в движении языка как основного функционала образования звука? Конечно, есть! Б образуется за сёт смыкания губ. Это губно-губной звук. Л образуется как  передненёбный + зубной, в то же время тянется. Г образуется где-то в задней части нёба. Это заднеязычный звук. Р – дрожит, трясётся. Это дрожащий. Ц не отгадаете никогда! Это аффриката. Вот такие интересные опознавательные знаки у согласных звуков. Информация представлена в таблице. А теперь пришло время бермудскому треугольнику. Бермудский треугольник собрал в себя все гласные звуки. Страшно? Нет совсем! Дело в научном подходе. Давайте мысленно нарисуем поле для крестиков-ноликов. Три по три. По горизонтали и по вертикали. Вот по горизонтали будет подъём – нижний, средний, верхний.  А по вертикали – ряд, передний, средний, задний. Теперь возьмём звук О. Получается задний ряд средний подъём. Почему так? Попробуйте произнести звук О. Где расположился язык? Где-то позади ротовой полости. И в центре относительно верха-низа. Тогда характеризуем: О – задний ряд средний подъём. Возьмём звук И. Получается верхний ряд передний подъём. Интересно, да… А теперь самостоятельно произносим – А О У И Ы Э. Чувствуете, как перемещается язык по нашему треугольнику? Разобрались с жизнью звуков – теперь переходим к слогам. Что мы знаем из курса школы? Слоги делятся на ударные и безударные. Думаете, хватит? Нет! Слоги любят комфортную одежду. Открытые, закрытые, прикрытые, неприкрытые. Да. Это всё о слогах. Как отличить? Мы знаем, что показатель слога – это гласная. Есть гласная, и есть слог. Так вот. Если согласный предшествует гласной, этот слог прикрытый (согласный как бы берет защиту на себя. Например, МЕ -  согласный предшествует гласной, прикрывая её). Если согласный закрывает гласный, это закрытый слог. Например, ОТ- В основном, это комбинации. Например: сосна. СОС-НА. Первый слог СОС: прикрытый, закрытый. Второй слог НА прикрытый, открытый. Вот такая незатейливая, но необходимая классификация от фонетических школ страны. И напоследок. Почему фонетика важна? Конечно, это связано с правилами русской орфографии. Процессы оглушения и озвончения: лес-лез, косьба [коз,ба]. Чтобы не допустить орфографическую ошибку, надо понимать, что перед глухим согласным звонкий согласный легко превращается в глухой, то же самое происходит и на конце слова. И наоборот, перед звонким согласным глухой озвончается. Чтобы не попасть в подобную ловушку, надо подобрать проверочное слово в соответствии с контекстом. Желаю успеха в изучении фонетики и интересных встреч с языком!
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов