Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 22 апреля 2020 года

Сегодня «Классный урок» для старшеклассников на «Радио России» в рамках совместного проекта ГТРК «Тамбов», управления образования и науки Тамбовской области и ТГУ им.Г.Р.Державина ведут ассистент кафедры довузовской подготовки ТГУ им.Г.Р.Державина Наталия Сергеевна Рыбакова (химия) и народный учитель 2016 года, педагог высшей категории СОШ N 30 Татьяна Викторовна Степанова( обществознание).
Предмет :  Химия (базовый уровень для 10 кл.) Педагог:  Н.С.Рыбакова Тема : Витамины. Содержание  лекции : Витами́ны (от лат. vita «жизнь») - группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это сборная по химической природе группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи (в общем случае - из окружающей среды). Автотрофные организмы также нуждаются в витаминах, получая их либо путём синтеза, либо из окружающей среды. Так, витамины входят в состав питательных сред для выращивания микроорганизмов. Большинство витаминов являются коферментами или их предшественниками. Витамины содержатся в пище в очень больших количествах и поэтому относятся к микронутриентам наряду с микроэлементами. К витаминам не относят не только микроэлементы, но и незаменимые аминокислоты и незаменимые жиры. Из-за отсутствия точного определения к витаминам в разное время причисляли разное количество веществ. На середину 2018 года известно 13 витаминов. Витаминоло́гия - наука на стыке биохимии, гигиены питания, фармакологии и некоторых других медико-биологических наук, изучающая строение и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях. Витамины выполняют каталитическую функцию в составе активных центров разнообразных ферментов, а также могут участвовать в гуморальной регуляции в качестве экзогенных прогормонов и гормонов. Несмотря на исключительную важность витаминов в обмене веществ, они не являются ни источником энергии для организма (не обладают калорийностью), ни структурными компонентами тканей. Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организме наступают характерные и опасные патологические изменения (заболевания), например цинга и пеллагра. С нарушением поступления витаминов в организм связаны 3 принципиальных патологических состояния: отсутствие витамина - авитаминоз, недостаток витамина - гиповитаминоз, избыток витамина - гипервитаминоз. Большинство витаминов не синтезируются в организме человека и полностью должны поступать с пищей. Меньшинство составляют синтезируемые в организме: витамин D, который образуется в коже человека под действием ультрафиолетового света; витамин A, который может синтезироваться из предшественников, поступающих в организм с пищей; и одна из форм витамина B3 - ниацин, предшественником которого является аминокислота триптофан. Кроме того, витамины K и В7 обычно синтезируются в достаточных количествах симбиотической бактериальной микрофлорой толстой кишки человека. В биологической науке нет строгого определения витаминов, есть только необходимые признаки для причисления вещества к витаминам. Вещество, соответствующее следующим четырём признакам, может быть признано витамином:
  1. органическое вещество;
  2. жизненно необходимое вещество, без которого развивается клиническая картина заболевания;
  3. организм не производит вещество в нужном количестве или не производит вообще;
  4. вещество требуется в минимальных количествах (для человека - менее 0,1 г в сутки, например, самая большая суточная рекомендованная доза у витамина С, и она равна 90 мг).
На 2012 год научным сообществом 13 веществ признано витаминами для человека. Ещё несколько веществ, например карнитин и инозитол, находились на рассмотрении, но к 2018 году в списке витаминов их также 13. Однако в школьных учебниках указано существенно большее число витаминов - до 80, например, в учебнике 2014 года написано про 20 витаминов. Исходя из растворимости, витамины делят на жирорастворимые - A, D, E, K, и водорастворимые - C и витамины группы B. Жирорастворимые витамины накапливаются в организме, причём местом их накопления являются жировая ткань и печень. Водорастворимые витамины в существенных количествах не запасаются и при избытке выводятся с мочой. Это объясняет бо́льшую распространённость гиповитаминозов водорастворимых витаминов и гипервитаминозов жирорастворимых витаминов. Широкий набор витаминов группы В можно найти в мясе. Также в нём содержится небольшое количество жирорастворимых витаминов. Водорастворимых витаминов больше содержится в мышечной ткани, нежели в жировой, поэтому относительное содержание данных витаминов будет больше в мясе с меньшим содержанием жира. Так, тиамина больше в свинине, рибофлавина - в телятине. Важность некоторых видов еды для предотвращения определённых болезней была известна ещё в древности. Так, древние египтяне знали, что печень помогает от куриной слепоты (ныне известно, что куриная слепота может вызываться недостатком витамина A). В 1330 году в Пекине Ху Сыхуэй опубликовал трёхтомный труд «Важные принципы пищи и напитков», систематизировавший знания о терапевтической роли питания и утверждавший необходимость разнообразить рацион для поддержания здоровья. В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд, пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в их рацион различные продукты, он открыл свойство фруктов предотвращать цингу. В 1753 году Линд опубликовал «Трактат о цинге», где предложил использовать фрукты для профилактики цинги. Однако эти взгляды получили признание не сразу. Тем не менее, Джеймс Кук на практике доказал роль растительной пищи в предотвращении цинги, введя в корабельный рацион капусту, солодовое сусло и подобие цитрусового сиропа. В итоге он не потерял от цинги ни одного матроса - неслыханное достижение для того времени. В 1795 году лимоны и другие цитрусовые стали стандартной добавкой к рациону британских моряков. Это послужило причиной появления крайне обидной клички для матросов - лимонник. Известны так называемые лимонные бунты: матросы выбрасывали за борт бочки с лимонным соком. Истоки учения о витаминах заложены в исследованиях российского ученого Николая Ивановича Лунина. Он скармливал подопытным мышам по отдельности все известные элементы, из которых состоит молоко: сахар, белки, жиры, углеводы. Мыши погибли. В сентябре 1880 года при защите своей докторской диссертации Н.И. Лунин утверждал, что для сохранения жизни животного, помимо белков, жиров, углеводов и воды, необходимы ещё и другие, дополнительные вещества. Придавая им большое значение, Н.И. Лунин писал: «Обнаружить эти вещества и изучить их значение в питании было бы исследованием, представляющим большой интерес». Вывод Лунина был принят в штыки научным сообществом, так как другие ученые не смогли воспроизвести его результаты. Одна из причин была в том, что Лунин в своих опытах использовал тростниковый сахар, в то время как другие исследователи использовали молочный - плохо очищенный и содержащий некоторое количество витамина B. В 1895 году В.В. Пашутин пришел к выводу, что цинга является одной из форм голодания и развивается от недостатка в пище какого-то органического вещества, создаваемого растениями, но не синтезируемого организмом человека. Автор отметил, что это вещество не является источником энергии, но необходимо организму и что при его отсутствии нарушаются ферментативные процессы, что приводит к развитию цинги. Тем самым В.В. Пашутин предсказал некоторые основные свойства витамина C. В последующие годы накапливались данные, свидетельствующие о существовании витаминов. Так, в 1889 году голландский врач Христиан Эйкман обнаружил, что куры при питании варёным белым рисом заболевают бери-бери, а при добавлении в пищу рисовых отрубей - излечиваются. Роль неочищенного риса в предотвращении бери-бери у людей открыта в 1905 году Уильямом Флетчером. В 1906 году Фредерик Хопкинс предположил, что помимо белков, жиров и углеводов пища содержит ещё какие-то вещества, необходимые для человеческого организма, которые он назвал «accessory food factors». Последний шаг был сделан в 1911 году польским учёным Казимиром Функом, работавшим в Лондоне. Он выделил кристаллический препарат, небольшое количество которого излечивало бери-бери. Препарат был назван «Витамайн» (Vitamine), от лат. vita - «жизнь» и англ. amine - «амин», азотсодержащее соединение. Функ высказал предположение, что и другие болезни - цинга, пеллагра, рахит - тоже могут вызываться недостатком определённых веществ. В 1920 году Джек Сесиль Драммонд предложил убрать «e» из слова «Vitamine», потому что недавно открытый витамин C не содержал аминового компонента. Так «витамайны» стали «витаминами». В 1923 году доктором Гленом Кингом было установлено химическое строение витамина С, а в 1928 году доктор и биохимик Альберт Сент-Дьёрди впервые выделил витамин С, назвав его гексуроновой кислотой. Уже в 1933 швейцарские исследователи синтезировали идентичную витамину С столь хорошо известную аскорбиновую кислоту. В 1929 году Хопкинс и Эйкман за открытие витаминов получили Нобелевскую премию, а Лунин и Функ - не получили. Лунин стал педиатром, и его роль в открытии витаминов была надолго забыта. В 1934 году в Ленинграде состоялась Первая всесоюзная конференция по витаминам, на которую Лунин (ленинградец) не был приглашён. В 1910-х, 1920-х и 1930-х годах были открыты и другие витамины. В 1940-х годах было расшифровано химическое строение витаминов. Последний ныне известный витамин B12 открыт в 1948 году. Изучение витаминов успешно проводилось как зарубежными, так и отечественными исследователями, среди которых - А.В. Палладин, М.Н. Шатерников, Б.А. Лавров, Л.А. Черкес, О.П. Молчанова, В.В. Ефремов, С.М. Рысс, В.Н. Смотров, Н.С. Ярусова, В.Х. Василенко, А.Л. Мясникова и многие другие. Большие дозы витамина C В 1970 году Лайнус Полинг, дважды лауреат Нобелевской премии - по химии 1954г. и премии мира 1962г., выпустил монографию «Витамин С и простуда» (англ. Vitamin C and the Common Cold), в которой на собственном опыте утверждал об эффективности больших доз витамина С в лечении ОРЗ. (Полинг, будучи болен одним из видов нефрита, был вынужден придерживаться жёсткой диеты и наверняка страдал от недостатка витаминов, ему витаминная терапия действительно помогла). Оформленная в виде книги статья Полинга стала бестселлером и к 1973 году переиздавалась дважды. В 1971 году он опубликовал новую статью о лечении рака витамином С. Научные журналы как правило отказывались публиковать его статьи о витаминах, как не выдерживающие критики, и, будучи активным и авторитетным общественным деятелем, он распространял свои идеи через СМИ. В результате моды на витамины спрос на них был столь велик, что вызвал дефицит витаминных препаратов. Ныне это рынок объёмом в десятки миллиардов долларов. Научные исследования, проводимые с 1940-х годов (задолго до книг Полинга), продемонстрировали отсутствие лечебного эффекта витаминов как при простуде и раке, так и прочих заболеваниях, кроме вызванных авитаминозами. Даже сотрудники основанного им Института Лайнуса Полинга не обнаружили значимых лечебного и профилактического эффектов больших доз витамина С. В исследованиях, проведённых в XXI веке по принципам доказательной медицины, польза применения витамина C для лечения простудных заболеваний также не подтвердилась, выявлены только небольшой профилактический эффект при стрессовых нагрузках и уменьшение симптомов. По состоянию на 2017 год при лечении рака результаты применения витамина С не отличались от плацебо, хотя по данным 2015 года в некоторых исследованиях повышалось качество жизни больных за счёт снижения токсикоза. В 2015 году одна исследовательская группа обнаружила фатальное избирательное воздействие большой дозы витамина C на культивированные раковые клетки прямой кишки человека с двумя мутациями (KRAS или BRAF), а также на раковые клетки мышей с такими же мутациями. У этих раковых клеток дегидроаскорбат (окисленная форма витамина C) нарушал усвоение глюкозы и вызвал их гибель. Раковые клетки с мутацией KRAS встречаются у 40%, а с BRAF - у 10% больных раком прямой кишки. Названия и классификация витаминов Витамины условно обозначаются буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, K. Впоследствии выяснилось, что некоторые из них являются не самостоятельными веществами, а комплексом отдельных витаминов. Так, например, хорошо изучены витамины группы В. Названия витаминов по мере их изучения претерпевали изменения (данные об этом приводятся в таблице). Современные названия витаминов приняты в 1956 году Комиссией по номенклатуре биохимической секции Международного союза по теоретической и прикладной химии(IUPAC). Для некоторых витаминов установлено также определённое сходство физических свойств и физиологического действия на организм. До настоящего времени классификация витаминов строилась, исходя из растворимости их в воде или жирах. Поэтому первую группу составляли водорастворимые витамины C и вся группа B, а вторую - жирорастворимые витамины (липовитамины) A, D, E, K. Однако ещё в 1942-1943 годах академик А.В. Палладин синтезировал водорастворимый аналог витамина К - менадион. А за последнее время получены водорастворимые препараты аналогов других витаминов этой группы. Таким образом, деление витаминов на водо- и жирорастворимые до некоторой степени теряет своё значение. Как правило, суточная норма витаминов различается в зависимости от возраста, рода занятий, сезона года, пола, беременности и др. факторов. Разложение витаминов при кулинарной обработке Под воздействием факторов внешней среды - температуры, кислорода и других окислителей, света (особенно ультрафиолетового, в том числе в солнечном), кислот, щелочей и оснований - витамины разрушаются и теряют свою биологическую активность. По степени чувствительности различные витамины обладают разными свойствами, некоторые проявляют высокую устойчивость, другие же быстро разрушаются. Это в первую очередь связано с тем, что витамины, в силу своего химического строения, являются высокоактивными соединениями, легко вступающими в химические реакции. С того момента, как молекула витамина появилась на свет естественным путём или с помощью химического синтеза, и до того момента, как она попадет в организм, её судьба во многом зависит от условий хранения и переработки. Главными факторами нестабильности витаминов являются:
  1. кислород воздуха
  2. перекиси
  3. влага
  4. pH среды
  5. ионы металлов (железа, меди)
  6. солнечный свет
  7. повышенная температура
  8. микроорганизмы
  9. ферменты
  10. адсорбенты
Антивитамины - группа органических соединений, подавляющих биологическую активность витаминов. Это соединения, близкие к витаминам по химическому строению, но обладающие противоположным биологическим действием. При попадании в организм антивитамины включаются вместо витаминов в реакции обмена веществ и тормозят или нарушают их нормальное течение. Это ведёт к витаминной недостаточности даже в тех случаях, когда соответствующий витамин поступает с пищей в достаточном количестве или образуется в самом организме. Например, антивитаминами витамина B1 (тиамина) являются пиритиамин и фермент тиаминаза, вызывающие явления полиневрита. Развитие исследований в области химиотерапии, питания микроорганизмов, животных и человека, установление химической структуры витаминов создали реальные возможности для уточнения наших представлений об антагонизме веществ также в области витаминологии. Вместе с тем, открытие антивитаминов способствовало более полному и углублённому изучению физиологического действия самих витаминов, так как применение в эксперименте антивитамина приводит к выключению действия витамина и соответствующим изменениям в организме; это в известной степени расширяет наши познания о функциях, которые тот или другой витамин несет в организме. Антивитамины известны для почти всех витаминов. Их можно разделить на две основные группы:
  • к первой группе относятся химические вещества, которые инактивируют витамин путем его расщепления, разрушения или связывания его молекул в неактивные формы.
  • ко второй группе относятся химические вещества, структурно подобные или структурно родственные витаминам. Эти вещества вытесняют витамины из биологически активных соединений и, таким образом, делают их неактивными. В результате действия антивитаминов обеих групп нарушается нормальное течение процесса обмена веществ в организме.
Поливитаминные препараты - фармакологические препараты, содержащие в своём составе комплекс витаминов и минеральные соединения. Поливитаминные препараты применяются как для профилактики и лечения гиповитаминозов, так и в комплексной терапии расстройств питания (гипотрофия, паратрофия). Высокий уровень метаболизма у детей, не только поддерживающий жизнедеятельность, но и обеспечивающий рост и развитие детского организма, требует достаточного и регулярного поступления не только витаминов, но и макро- и микроэлементов. Только около половины поливитаминных препаратов соответствуют суточным нормам потребления витаминов, также нередко состав поливитаминных препаратов отличается от написанного на упаковке. Применение витаминов При авитаминозе и гиповитаминозе врач назначает витаминные препараты. Общие рекомендации: при недостатке витамина В9 (фолиевая кислота и фолаты) есть риск дефектов развития плода у беременных женщин. Исходя из этого, дополнение витамина В9 для беременных продвигается ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения; при больших физических нагрузках и длительных стрессах рекомендуется принимать витамин C (аскорбиновую кислоту); в регионах с неблагоприятными климатическими условиями детям рекомендуются витамино-минеральные комплексы. По данным 2012 года не более 10% популяции подвержены гиповитаминозу (по витамину A - около 1%). Подавляющему количеству людей витаминные препараты (равно и другие пищевые добавки) принимать не нужно и нежелательно. Например, основным источником витамина D в организме человека является его образование в коже в процессе загара, но не поступление с пищей. Однако существуют мутации, из-за которых клетки кожи неспособны вырабатывать витамин D даже при избытке солнечного света, таким людям нужна медикаментозная поддержка уровня этого витамина. В то же время, есть сведения об увеличении риска смертности у людей больных раком и сердечными заболеваниями и сокращении продолжительности жизни при дополнительном приёме определённых групп витаминов. В частности, есть данные о том, что витамин Е за счёт антиоксидантных свойств поддерживает раковые клетки у мышей. Восполнять недостаток витаминов предпочтительно из пищевых продуктов (фруктов, овощей), а не аптечными препаратами. В большинстве случаев лучшим способом обеспечить организм витаминами и другими незаменимыми веществами является здоровый стиль питания, основанный на выборе продуктов с наибольшей пищевой ценностью, в их наиболее натуральной форме и из разнообразных источников. Предмет : Обществознание (11 кл.) Педагог:  Т.В.Степанова Тема : Многоаспектность процессов глобализации. Противоречия процессов глобализации.. Содержание  лекции : Многоаспектность процессов глобализации и ее противоречия Цель: Сформировать представления о процессе глобализации и его противоречивости, роли НТР и ИКТ в данном процессе; воспитывать сознательное отношение к процессам глобализации, ответственность за процессы, происходящие в мире. Вопросы:
  1. Что такое глобализация
  2. Многоаспектность процессов глобализации
  3. Противоречия процесса глобализации
Здравствуйте дорогие радиослушатели. Сегодня наш разговор пойдет о проявлениях  глобализации, процессе, который не только затрагивает межгосударственный уровень, но с которым мы сталкиваемся в нашей обыденной жизни. Например,
  • когда идем покупать продукты и товары в супермаркет «Ашан»,
  • когда вы с друзьями заходите перекусить в «Макдональдс» или «Бургер Кинг»,
  • когда заказываете товар на «Aliexpress»,
  • бронируете гостиницу на Booking.com
Даже сейчас, мы неожиданно для себя оказались ее «Жертвами», столкнувшись с пандемией коронавируса. Появившись в никому не известном китайском городе – вирус  расползся  по всей планете, заставляя нас  многое переосмыслить и переоценить. На уроках истории и обществознания мы много говорили о многообразии современного мира. На планете земля живет сейчас более 7,7 млрд человек, около 1000 этносов, более 200 государств. Это разный уровень экономической жизни, религиозный облик, многообразие культур, национальных и местных традиций. Однако издавна люди стремились к взаимодействию, сотрудничеству и не только в сфере торговли. Л.Н. Толстой еще в XIX веке предрекал: «Общественный прогресс истинный — в большем и большем единении людей», сегодня  мы пришли к этому «единению». Исторический процесс превращения мира в единую систему, мы называем Глобализацией. Под феноменом глобализации в узком ее смысле, ученые понимают процесс всемирной экономической, социальной, политической и культурной интеграции и унификации. Уже в этом определении заложены и особенности процесса и его противоречивый характер. Но давайте по порядку - Процесс глобализации охватывает все стороны нашей жизни, и что немало важно затрагивает все уровни жизни (международный, государственный, региональный, обыденный). На противоречивость процесса указывает использование таких понятий как интеграция и унификация, так как  с одной стороны Интеграция обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. с другой стороны Унификация - это устранения излишнего многообразия элементов и решений, приведение их к однотипности или единой системе. Прежде чем рассматривать проявления противоречивого процесса в разных аспектах нашей жизни, несколько слов необходимо сказать о том, каковы основные факторы (механизмы глобализации) Сотрудничество между странами и народами было всегда. Но почему  процесс глобализации у нас ассоциируется именно с современностью? В первую очередь -  это связано с мощным развитием Науки и техники, в частности с
  • появлением электронных средств общения, которые позволяют сократить время и пространство, разделяющие людей (Например, в условиях вынужденной самоизоляции при помощи Zoom, Скайп в школах продолжается образовательный процесс и даже спортсменами проводят тренировки );
  • Кроме того, изменились технологии, которые дают возможность распространять производимую продукцию по всему миру;
  • Происходит формирование глобальных идеологий, например, таких как экологическое и правозащитное движения.
  • Развивается международная экономика, сотрудничество стран, появляются транснациональные корпорации, экономические союзы.
  • Возникает необходимость мировым сообществом совместно решать вызовы времени — политические, экономические, глобальные проблемы.
  • Возрастает интерес к изучению культуры и истории других стран, расширяются возможности туристического бизнеса.
И многое другое Давайте поговорим более подробно о Проявлениях глобализации Глобализация охватывает разные сферы жизни общества. Однако в наибольшей степени тенденция к стиранию границ, всеобщей унификации проявляется в экономике.
  • В первую очередь это международное разделение труда
В этой связи американский экономист Л. Туроу отмечал: «Товары могут создаваться в любом месте мира, в зависимости от того, где их производство обойдется дешевле, и сбываться там, где их удастся продать по наивысшей цене. Производственные цепочки могут приобретать глобальный масштаб. Например, чип в автомобильных подушках безопасности) может быть разработан в Бостоне (США), собран и испытан на Филиппинах, упакован на Тайване и вмонтирован в автомобиль фирмы БМВ в Германии для того, чтобы эта машина могла быть успешно продана в Бразилии». Т.о разделение труда способствует снижению экономических издержек, повышению качества продукции. Низкие издержки делают возможным формирование конкурентоспособной цены и получение прибыли. Например, Китай является поставщиком на рынок недорогой рабочей силы. Крупные международные компании, имея цель снизить расходы на оплату труда, заинтересованы в размещении там трудоемких производств (сборка машин и механизмов, швейное производство, прочее). Это способствует развитию промышленности Китая, занятости его населения.
  • Символом и одним из проявлений глобализации является господство в мировой экономике транснациональных корпораций(ТНК).
Это  компания, владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. 1/5 часть всей продукции выпускаемой в мире производится ТНК. Примерами может служить Газпром, GeneralMotors, Лукойл, Honda, McDonalds и другие. Крупнейшие ТНК имеют свои предприятия и филиалы буквально по всему миру. ( В т.ч и в нашем регионе)
  • Еще одним примером проявления экономической глобализации являются  механизмы регулирования мировых рынков на наднациональном уровне.
В частности, функционируют такие институты, как
  • Всемирная торговая организация (ВТО),
  • Международный валютный фонд (МВФ),
Мы знаем  что МВФ оказывает финансовую помощь многим  государствам. Каждая страна-участник может взять нужную сумму в кредит с условием возврата и выполнения требований Фонда.  Но…как известно, долги надо возвращать – это может привести к повышению налогов как с населения, так и компаний, что в дальнейшем может спровоцировать их закрытие, безработицу и снижение общего уровня жизни населения. Экономическая глобализация тесным образом связана с  глобализацией социальной. В чем она проявляется?
  • Все мы слышали о таком явлении как Трудовая миграция
Любая страна может использовать Грин карту, для привлечения в страну дополнительно трудоспособного населения. Трудовая миграция широко распространена в ряде стран. Но наряду с этим, мы являемся свидетелями  массовой нелегальной миграции, когда из неблагополучных экономически или политически регионов мира идет поток беженцев , например с севера Африки на юг Европы. О масштабах этого явления мы можем судить по одному из островов Италии, который явился перевалочным пунктом  на пути к «Благополучной жизни». Количество прибывших в несколько раз превысило численность местных жителей. Что серьезно накалило обстановку  и  обострило ряд социальных проблем. Это и конфликты на бытовой почве, и на конфессиональном уровне. Проявлением глобализации в социальной сфере также  является и
  • расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ;
  • Новые формы образования
Переход на Болонскую систему получения высшего образования. Дистанционное обучение и многое другое.
  • И конечно появление и попытка решить множество экологических проблем.
Формирование экологического самосознания одна из важнейших задач современного мира Идея раздельного сбора мусора воплотилась в реальность  в Европе еще в 1998г, а мы пришли к этому только сейчас. Приведу интересный факт: Компания Nike делает форму футбольных клубов «Спартак» и «Зенит» из переработанных пластиковых бутылок. В 2010 году благодаря использованию переработанного полиэстера в футбольной форме и кроссовках Nike было вторично использовано более 13 миллионов пластиковых бутылок Не безизвестная всем Гретта Тунберг  начала протестовать возле шведского парламента с плакатом «Школьная забастовка за климат», Её действия нашли отклик по всему миру, породив массовые мероприятия, известные как «школьные забастовки за климат» или «пятницы ради будущего. В политической сфере глобализация проявляется в а) Создание политических союзов и блоков Самый яркий пример ООН, созданая после 2 МВ- организация к задачам которой относится недопущение и урегулирование военных конфликтов, совместные действия стран по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем. Кроме того глобализация в политической сфере проявляется в формирование единых стандартов демократических институтов, которые были прописаны В Европейской конвенции по правам человека Международное соглашение между странами - участниками Совета Европы, разработанное в 1950 году и вступившее в силу 3 сентября 1953 года. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы каждого человека и обязывает государства, ратифицировавшие Конвенцию, гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека - существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав в виде Европейского суда . Одно из таких прав- право на культурное и духовное развитие, которое дает возможность расширять наш кругозор, знакомиться с достижениями национальной и мировой культуры. Проявления глобализации в духовной сфере:
  • Сегодня широкое распространение получила массовой культура. Что опять таки связано с развитием информационных технологий и возможностей.
Элементы массовой культуры –просты и доступны, понятны каждому человеку. Это различные шоу-программы, развлекательные каналы. Здесь мы смело можем говорить об унификации программ на телевидении (многие шоу-программы являются копией европейских и мировых развлекательных проектов), пожалуй только КВН и  Что, где, когда –отечественного происхождения
  • Наша планета превращается, как метко заметил канадский исследователь (М.Маклуэн) в "мировую деревню", когда миллионы людей благодаря средствам массовой информации практически мгновенно становятся свидетелями событий, происходящих в разных уголках Земного шара;
  • непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах (через туризм, работу за границей, миграцию);
  • появление языка международного общения – английского;
  • Вестернизация. Навязывания определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям
  • унификация вкусов, восприятий, предпочтений (кока-кола, джинсы, "мыльные оперы");
  • "размывание" местных культурных традиций, их замена массовой потребительской культурой западного типа
  • Утрата специфических черт национальных культур
  • интеграция национальных образовательных систем (Болонская система получения высшего образования);
  • интеграция и координация научных исследований и др.
Таким образом:
  • глобализация представляет собой объективный процесс трансформации общества под влиянием НТП, технологического рывка в области информатики, электроники, биотехнологий.
  • Этот процесс реально затрагивает все стороны современного общества.
  • Выгоды глобализации очевидны. Она сулит экономический рост, повышение уровня жизни и новые возможности.
  • Однако в реальности глобализация, как и всякое крупное общественно-политическое явление, имеет и свою оборотную сторону. Она ставит перед человечеством новые трудноразрешимые задачи, зачастую глобального характера, от решения которых в буквальном смысле зависит его будущее. (Пример: пандемия коронавируса)
Подведем итог Глобализация – процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Плюсы глобализации:
  • приобщение значительной части населения земли к достижениям западной цивилизации;
  • преодоление народами национальной и этнической замкнутости;
  • более высокая производительность труда;
  • большие возможности людей для самореализации;
  • более удобная, комфортная, свободная жизнь миллионов людей;
  • возросшая возможность для культурного обмена между народами.
Минусы глобализации:
  • Глобализация приводит к агрессивному доминированию мировой массовой культуры и к утере традиций малых народов.
  • разрушение вековых укладов жизни народов;
  • разрушение привычной социально-культурной среды;
  • разрушение привычных, сложенных десятилетиями и столетиями систем законов и порядка;
  • социальные потрясения, вызванные перераспределением рабочей силы и ростом безработицы;
  • ослабление хозяйственной роли национального государства;
  • отмирание понятия национального суверенитета
Появление  и распространение глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира. Таким образом,  как любой исторический процесс, процесс глобализации имеет и позитивные, и негативные последствия. Но глобализация — явление нашего времени.  Она будет продолжаться на ещё более высоком уровне, затрагивая буквально все области деятельности и жизни человечества. Задача людей — свести к минимуму отрицательные последствия данного процесса и направить его только на пользу человечества Домашнее задание: Задание 25 ЕГЭ Используя обществоведческие знания: 1) раскройте смысл понятия «глобализация»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о любом позитивном проявлении глобализации в экономической сфере; − одно предложение, раскрывающее любое негативное проявление глобализации в духовной сфере. (Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.) Задание 26  ЕГЭ Назовите три проявления глобализации и  проиллюстрируйте примером каждое из них. (В каждом случае сначала назовите проявление, затем приведите соответствующий пример. Каждыбй пример должен быть сформулирован развёрнуто.) Дополнительный материал: Глобальные проблемы человечества Глобальные проблемы человечества – это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации. Особенности данных проблем:
  1. Масштабный характер.
  2. Появились во второй половине ХХ века.
  3. Требуют вмешательства мирового сообщества.
  4. Угрожают всему человечеству.
Глобальные проблемы человечества:
  1. Экологический кризис
  2. Демографический кризис.
  3. Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия
  4. Угроза ядерной войны (Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения).
  5. Распространение СПИДа и наркомании.
  6. Проблема "север - юг" (проблема бедности и голода) - резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными.
  7. Проблема стран «третьего мира» (преодоление отсталости)
  8. Уничтожение национальных культур.
  9. Терроризм.
Экологический кризис. Сущность экологического кризиса: 1) загрязнение атмосферы и Мирового океана Своей деятельностью человек наносит непоправимый ущерб экологии. Главный источник загрязнения атмосферы является автомобиль. Да, мы уже не представляем себе жизни без машины, но есть выход. Очистительные фильтры на выхлопные трубы. Еще большой урон природе наносят химические выбросы предприятий. В настоящий момент, прежде чем построить завод, большое внимание уделяется утилизации отходов. К сожалению, не всегда руководство тратит деньги на это и зачастую идут грубые нарушения законодательства. 2) исчезновение редких видов растений и животных Повышение концентрации вредных веществ приводит к вымиранию многих представителей флоры и фауны. Человечество стремится к сохранению уникальных видов, занося их в Красную книгу, создавая заповедники и Национальные парки. 3) глобальное потепление В настоящее время можно заметить, что климат в центральной полосе нашей страны становится резко-континентальным, что не характерно для данного региона - жаркое лето и суровая зима. Это последствия глобализации. Из-за деятельности человека, в атмосфере создается так называемый "парниковый эффект", что делает климат на Земле более теплым. Чревато это, безусловно, таянием ледников, а отсюда затоплением небольших островов. К сожалению, данная проблема находится в стадии решения. Институты всего мира работают в этой области. 4) исчерпаемость ресурсов Ученые подсчитали, что при современном уровне добычи нефти в нашей стране, её может хватить на 100-200 лет, природного газа на 100 лет. Причем, исчерпаемость грозит и ресурсам, которые считаются возобновляемыми. Решение простое - надо найти альтернативные источники энергии и топлива. И такие уже существуют. Например, на мировом рынке уже появился электромобиль, используются солнечные батареи. 5) сокращение лесных угодий Урбанизация привела к тому, что лесов становится всё меньше и меньше. Единственное решение в данном случае - это засеивание лесами территорий, примыкающих к городам. Демографический кризис Демография - это народонаселение. Сущность данного кризиса заключается в "демографическом взрыве", то есть перенаселении и в "демографической яме", то есть недостатке населения в отдельных регионах мира. Типичным примером перенаселения страны является Китай. По статистике на 2016 год население Китая составляло 1,380 миллиарда человек. Замечу, что всего на планете Земля к 2016 году проживает 7,3 миллиардов жителей. Последствия "демографического взрыва": 1) безработица; 2) массовые миграции; 3) нехватка жилья; 4) голод. Что касается "демографической ямы", то данная тенденция характерна, прежде всего, для нашей страны, где численность населения составляет 146,5 миллионов человек. Это очень мало для огромной территории - 17 миллионов кв. км. Для сравнения приведу США, где численность почти 324 миллионов человек, а территория страны 9, 3 миллиона кв. км. Угроза ядерной войны В настоящий момент существует угроза выживанию человека как биологического вида. И это связано с существованием ядерного оружия на планете. Существует так называемый "Ядерный клуб", куда входят страны, имеющие ядерное оружие. Это - Россия, США, Франция, Великобритания, Китай, Пакистан, Индия, КНДР, Израиль. Ученые считают, что третьей мировой войны не будет, а будет "ядерная война", что приведет к "ядерной зиме" и к "финалу человечества". "Ядерная зима" наступит из-за того, что последствием взрыва будет являться окутывание земного шара копотью и лучи солнца не смогут проникнуть на Землю. Так наступит ледниковый период, что приведет к гибели всего живого на планете. Распространение СПИДа и наркомании СПИД - синдром приобретенного иммунного дефицита — состояние, развивающееся на фоне ВИЧ-инфекции. ВИЧ передается при прямом контакте слизистых оболочек, через кровь или через грудное молоко. В 2011 году число людей, живущих с ВИЧ, составляло около 60 миллионов человек. ВИЧ образовался в Западно-Центральной Африке в конце девятнадцатого или в начале двадцатого века. До настоящего времени не создано вакцины против ВИЧ, лечение ВИЧ-инфекции значительно замедляет течение болезни, однако известен только единичный случай полного излечения болезни в результате пересадки модифицированных стволовых клеток. Ввиду того, что лечение ВИЧ-инфекции значительно затруднено, ключевую роль в контролe пандемии ВИЧ-инфекции играет профилактика заражения, которая заключается в пропаганде защищенного секса и однократного использования шприцев. Россия занимает лидирующие позиции в списке стран с количеством больных СПИДом. На январь 2016 года в России зафиксирован 1 млн чел. больных СПИДом. Наркомания - это хроническое заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ. Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость. Предрасположенность к формированию зависимости может иметь генетическую природу, связанную с наследованием структурных особенностей мозга. С точки зрения социологии наркомания является одной из форм девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от общепринятых морально-нравственных норм. Среди причин возникновения и развития наркомании чаще всего называют особенности характера, психические и физические расстройства, влияние различных социальных факторов. нении. Борьба с наркоманией ведётся, в первую очередь, на законодательном уровне: практически во всех странах предусмотрены жёсткие уголовные санкции за производство, перевозку и распространение ряда наркотических средств. Огромное значение имеет широкая пропаганда здорового образа жизни, жизни без наркотиков. Очень важно осознавать, что наркомания скорее заболевание общества, чем личности, и причиной заражения, осложнения или пробуждения заболевания может стать каждое в нужное время и в нужном месте сказанное слово. Поэтому большинство исследователей склоняются к мнению, что гораздо действеннее (хотя и намного труднее) обеспечить общественные условия, препятствующие злоупотреблению наркотиками. Особенно это касается молодёжи.
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов