Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 23 апреля 2020 года

Сегодня педагоги МАОУ «Центра образования N 13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова» Д.Ю.Антимонов и И.В.Трикозенко ведут «Классный урок» для старшеклассников на «Радио России» по географии и литературе в рамках совместного проекта ГТРК «Тамбов», управления образования и науки Тамбовской области и ТГУ им.Г.Р.Державина. Учитель высшей категории Д.Ю.Антимонов (народный учитель России 2011-2012 гг.) говорит о Северной Америке и США, а кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы Ирина Витальевна Трикозенко рассказывает школьникам о «подводных камнях» во время сдачи ЕГЭ по литературе.
Предмет :  География Педагог:  Дмитрий Юрьевич Антимонов Тема : «Северная Америка. Общая характеристика США» Географическое положение, природные условия и ресурсы США – экономически наиболее развитое государство рыночной экономики, по численности населения уступает лишь Китаю и Индии, а по площади превышает Западную Европу. США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия (столица – Вашингтон). Основные 48 штатов расположены в южной половине Североамериканского континента, штат Аляска занимает одноименный полуостров на его северо-западе, штат Гавайские острова, бывший, как и Аляска, до конца 50-х годов XX в. колонией, располагается на архипелаге Тихого океана. Значительная часть территории страны по природным условиям благоприятна для жизни человека и хозяйственной деятельности. Выход США к Тихому и Атлантическому океанам способствует транспортно-экономическим связям с государствами Восточного и Западного полушарий. Границы с соседними странами (Канада, Мексика, Куба, Россия) проходят по условным линиям, и природные рубежи не препятствуют связям с ними. США отличаются разнообразием природных условий и богатством природных ресурсов (земельных, минеральных, водных и растительных), что способствовало быстрому социально-экономическому развитию в XIX и XX вв. Однако в XX в. обострились экологические проблемы, и остро встал вопрос о рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Меридиональный характер рельефа сказался на климатических и почвенно-растительных особенностях, повлиял на формирование транспортной сети и характер расселения. Территория страны подразделяется на высокую гористую, преимущественно засушливую западную часть, занятую Кордильерами, и в основном равнинную влажную восточную часть (лишь вдоль Атлантического побережья протянулись древние средневысотные Аппалачские горы). Центр страны занимают обширные Внутренние равнины (Центральные и Великие), благоприятные для сельскохозяйственного использования. Среди полезных ископаемых особенно велики энергоресурсы, 4/5 которых приходится на уголь – каменный и бурый (1,6 трлн т, в том числе 1,1 трлн т – антрациты и каменный уголь). Угленосные провинции занимают 1/10 территории США (Восточная, Внутренняя, Южная, север Великих равнин, Скалистые горы и Тихоокеанская провинции). В Восточной провинции выделяется Аппалачский бассейн с коксующимися каменными углями и антрацитовый Пенсильванский бассейн, во Внутренней провинции – каменноугольный Иллинойсский бассейн. На севере Великих равнин находится самый крупный буроугольный бассейн Форт-Юнион. Страна богата нефтью и природным газом, месторождения которых эксплуатируются с середины XIX в. Крупнейшие нефтяные месторождения сравнительно недавно были открыты на Аляске, где находится 1/5 нефтяных ресурсов страны, но большая часть запасов сосредоточена на юге Великих равнин (Техас, Луизиана) и Калифорнии. Большая часть газовых месторождений совпадает с нефтяными (например, самыми крупными, такими как Прадхо-Бей и Купарук на Аляске). Свыше половины нефтяных ресурсов обнаружено на шельфе Мексиканского залива, у Тихоокеанского побережья (Калифорния) и берегов Ледовитого океана (Аляска). Запасы железной руды представлены таконитами – магнетит-гематитовыми рудами с невысоким содержанием железа, сосредоточенными в районе озера Верхнее (Мичиган, Миннесота). США имеют большие запасы медных и цинковых руд. Основные месторождения меди западнее реки Миссисипи в штатах Аризона, Юта, Нью-Мексико, Монтана. Крупнейшее из них – Бингем (Юта) и Сан-Мануэль (Аризона). Цинковые руды приурочены к району Аппалачей (Теннеси, Нью-Джерси). На западе сконцентрированы свинцово-цинковые руды (Айдахо) и свинцовые руды в Кордильерах (Юта, Монтана, Колорадо) и на Центральных равнинах (Миссури). По запасам свинца США входят в группу мировых лидеров (вместе с Австралией и Канадой). Драгоценные металлы (золото, серебро, платиноиды) встречаются во многих областях Кордильер – от Аляски до Калифорнии, Айдахо, Монтаны и Вайоминга. На западе имеются месторождения урана (Нью-Мексико, Вайоминг, Колорадо, Юта). Страна богата нерудным сырьем. Большие запасы фосфатного сырья находятся во Флориде, в Северной Каролине и на западе в Айдахо. Крупные месторождения серы приурочены к Мексиканской низменности. В целом США обеспечены большинством видов минерального сырья, необходимого для развития промышленности, лишь ограниченное количество полезных ископаемых (ресурсы которых малы, отсутствуют или низкого качества) ввозят из-за рубежа. В их числе графит, марганец, бокситы, кобальт, хромиты, никель, олово, калийные соли, цинк и серебро. 50 штатов растянулись от жаркого до холодного пояса, однако большая часть их расположена в умеренной зоне. Континентальная часть имеет умеренный и субтропический климат, лишь юг Флориды, как и Гавайские острова, находится в области тропического климата. Аляска имеет субарктический и умеренный климат. Безморозный период длится от полугода на границе с Канадой до круглого года на юге и Гавайях. Континентальность климата возрастает в центральных и западных районах. Восточная половина страны – более увлажнена, среднегодовое количество осадков от 500 до 2000 мм, тогда как западная имеет более засушливый характер (здесь выпадает от 200 до 500 мм, а в пустынях юго-запада – менее 100 мм). Большинство сельскохозяйственных земель на западе нуждается в орошении или обводнении. Лишь тихоокеанский северо-запад выделяется обилием осадков – до 6000 мм. Климатические условия позволяют выращивать разнообразные культуры как умеренного, так и субтропического поясов, а на обширных территориях сохраняются естественные пастбища. Обильные и разнообразные водные ресурсы распределены по территории США очень неравномерно. Общий речной сток страны почти равен суммарному стоку всей Европы, однако 2/3 его приходится на восточную половину. Здесь находится самая большая озерная система мира – Великие озера, имеющие важное транспортное и водоресурсное значение. Значительна транспортная роль главной реки Миссисипи и ее притоков. Левые притоки (Огайо, Теннеси) обладают большими гидроэнергоресурсами, а правые (Миссури, Арканзас) используются для орошения. Горные реки Тихоокеанского бассейна (Колумбия и Колорадо) – важные источники гидроэнергии и воды для орошения, но судоходны лишь в нижнем течении. Главные водопотребители – сельское хозяйство (орошение) и промышленность. Дефицит воды характерен для западных районов, где истощаются даже ресурсы подземной воды (например, подземный бассейн Огаллала на юге Великих равнин). Существует проблема загрязнения водных источников, в частности Великих озер, что потребовало проведения специальных мероприятий. В восточных частях проводится дренирование земель (Флорида). Население. Урбанизация и города-агломерации Население. В XIX–XX вв. по темпам прироста населения США занимали одно из первых мест в мире – 1/5—1/3 за каждое десятилетие, и со времени проведения первой переписи в стране с 1790 г. до начала Первой мировой войны число ее жителей увеличилось с 4 до 92 млн чел. Это предопределялось как высоким естественным приростом населения, так и массовой иммиграцией в США под влиянием очень быстрого экономического развития, роста капиталистического перенаселения в странах Европы. В текущем столетии темпы прироста населения США, особенно в последние десятилетия, значительно уменьшаются, хотя остаются более высокими, чем в других развитых странах мира. В наибольшей степени это объясняется постепенным вхождением народонаселения США в завершающую стадию демографического перехода (от высоких показателей рождаемости и смертности к низким). Ныне коэффициент естественного прироста в стране составляет 6,0 промилле (рождаемость – 14,6 промилле, смертность – 8,6 промилле). После беспрецедентного за всю историю США наплыва в эту страну иностранцев в начале ХХ в. (около 9 млн чел. за период 1900–1910 гг.) в дальнейшем их число стало уменьшаться под влиянием замедления темпов экономического роста страны в межвоенный период, внедрения ограничительных мер на въезд в страну, сойдя почти на нет в кризисные 30-е годы. Однако в дальнейшем число иммигрантов в США снова стало заметно возрастать от десятилетия к десятилетию и за 80-е годы превысило 7 млн чел. В последние годы на долю иммигрантов (даже без учета нелегальных) приходится до 30 % общего прироста населения США. С начала 20-х годов XIX века и по настоящее время в США всего прибыло приблизительно 60 млн иммигрантов. До последней четверти прошлого столетия в их потоке преобладали выходцы из стран Западной и Северной Европы, где ранее и острее всего проявилось перенаселение. Эта волна переселенцев получила название «старая иммиграция». На рубеже XIX–XX вв. резко усиливается поток из охваченных кризисом аграрных стран Южной и Восточной Европы («новая иммиграция»). Последние же десятилетия отмечены преобладанием в потоке иммигрантов в США выходцев из развивающихся стран Латинской Америки и Азии («новая новая иммиграция»). Эти особенности демографической истории страны предопределяют чрезвычайно сложную расово-этническую структуру ее населения. Ядро американской нации сложилось в основном во второй половине XVIII в. на основе прежде всего выходцев из Великобритании и их потомков. Однако межэтническая консолидация и к настоящему времени еще не завершилась. В современных США по особенностям формирования населения выделяют три основных компонента: американцы США (более 4/5 населения), аборигенные группы (индейцы, эскимосы, алеуты, гавайцы и др.) – более 2 млн чел., иммигрантские и переходные группы (9 % населения страны). По данным последней переписи, наиболее многочисленными были лица следующих происхождений: немецкого (58 млн чел.), ирландского (39 млн чел.), английского (46 млн чел.), «афроамериканского» (24 млн чел.), итальянского (15 млн чел.), «американского» и мексиканского (по 12 млн чел.), французского (10 млн чел.). Насчитывается также большая группа испаноязычного населения – 29 млн чел. Но еще более специфической особенностью расово-этнической структуры США является наличие в ней крупной негритянской общины, хотя она и значительно трансформировалась в антропологическом отношении в результате физического смешения с представителями европеоидной и монголоидной рас. Подавляющая часть афроамериканцев страны является мулатами. Численность негритянского населения США составляет на сегодняшний день около 35 млн чел. (13 % от общего числа жителей страны). Для современных США характерен так называемый постиндустриальный тип занятости населения. Достаточно лишь отметить, что сейчас доля лиц, занятых в сельском хозяйстве, составляет всего лишь около 3 %, в то время как доля занятых в финансово-страховой деятельности почти в два с половиной раза выше. Удельный же вес занятых в промышленности сейчас составляет менее 1/7 и он почти в три раза меньше, чем занятость в сфере услуг. Быстрый рост сферы услуг и увеличение ее значимости как сферы приложения труда – одна из наиболее характерных черт развития экономики США в прошлом столетии и особенно в последние десятилетия ХХ в. Более других росла занятость в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки); в эпоху НТР наука превращается в важнейший элемент производительных сил. При этом возрастает роль управления и его информационного обеспечения. Уровень безработицы в США низкий (4 % ЭАН), в отличие от Канады и стран Евросоюза. США обладают поляризованной социально-классовой структурой населения и существенными различиями в уровне доходов его различных слоев. По официальным данным, на долю 20 % самых бедных семей США приходилось 4 % суммарного дохода населения этой страны, а на 60 % наименее состоятельных семей – 32 %. В то же время 20 % наиболее состоятельных семей США получали 47 % его общего объема (а 5 % самых богатых – 20 %). США одна из высокоурбанизированных стран мира. В городах живет 75 % всего населения страны. Но при этом темпы прироста городского населения за последние десятилетия ХХ в. были самыми низкими за всю историю государства. Демографический потенциал сельской местности как источник роста горожан в стране уже исчерпан, более того, происходит переселение части жителей крупных городов в сельскую местность. При этом они остаются горожанами по условиям труда и образу жизни. Ключевая роль в расселении населения США принадлежит крупнейшим городским агломерациям. В стране 11 городов с населением свыше 1 млн чел. – Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Филадельфия, Хьюстон, Детройт, Даллас, Денвер, Сан-Антонио, Балтимор, Финикс. Однако в настоящее время в США насчитывается более 40 городских агломераций-миллионеров, в которых проживает 53 % населения всей страны. Крупнейшие из них Нью-Йоркская, Чикагская, Лос-Анджелесская, Сан-Францисская, Вашингтонско-Балтиморская и др. Одной из характерных особенностей современной урбанизации в США является интенсивная субурбанизация. Это преимущественный рост численности населения и рабочих мест в пригородах при их замедленном увеличении, а нередко и сокращении в центральных городах. В результате, несмотря на увеличение числа крупных городов в стране, обнаруживается тенденция уменьшения их доли в городском населении страны. Наиболее важными причинами субурбанизации являются: неблагоприятные условия жизни в ядрах агломераций, стремление белого состоятельного населения дистанцироваться в расселении от бедных людей, расовых и этнических меньшинств, широкое распространение индивидуального автотранспорта, рост промышленности и сферы услуг в пригородах, более низкая цена жилья и низкие налоги. В настоящее время США по характеру расселения уже в значительной мере страна «пригородная». В пригородах проживает почти 60 % населения ее «метрополитенских ареалов» (городских агломераций), но и более 40 % всего населения страны. В наиболее развитых в экономическом отношении частях США происходит сращивание городских агломераций, складываются обширные урбанизированные районы – мегалополисы. Численность населения самого крупного и зрелого из них, протянувшегося вдоль северо-восточного побережья страны почти на 1000 км – от Бостона до Вашингтона («Босваш»), превышает 40 млн чел. Кроме этого мегалополиса в стране сформировались еще два таких образования – Приозерный («Чипитс» – Чикаго—Питтсбург) и Тихоокеанский, или Калифорнийский («СанСан» – Сан-Франциско—Сан-Диего). Большинство населения страны, определяемое как сельское (это жители населенных пунктов людностью менее 2500 жит. и ферм) является по своим занятиям несельскохозяйственным. В эту категорию входят жители горнопромышленных поселков, центров лесоразработок, придорожных сервисов, местных центров в аграрных районах. Средняя плотность населения в США составляет 29 чел./кв. км, что гораздо меньше, чем в других развитых странах. Наиболее густо заселены среднеатлантические штаты и юг Новой Англии (от 100 до 400 чел./кв. км). Эта часть страны ранее всего стала заселяться и в прошлом здесь оседала основная масса иммигрантов. В штатах Приозерья плотность населения уже не такая высокая, но особенно резко она понижается (даже до 2–5 чел./кв. км) в преимущественно аграрных штатах Среднего Запада, а также еще слабо заселенных районах Горного Запада. Но еще ниже она на Аляске – 1 чел./2 кв. км. Плотность населения в Калифорнии достаточно высока (около 80 чел/кв. км), но она ниже, чем на восточном побережье страны. Экономико-географическая ситуация современных США Современные США – экономически высокоразвитое государство со сложной экономической географией. Сохраняя лидерство в области научно-технического прогресса и международной политике, эффективно используя внутренние природные и трудовые ресурсы, а также международное разделение труда и усиление мировой интеграции, оно занимает первое место в мире по величине ВВП, значительно опережая стоящую на втором месте Японию. Показатели ВВП отдельных штатов не уступают многим развитым странам: Калифорния сопоставима с Италией, Техас – с Испанией и Португалией вместе взятыми, а Массачусетс превосходит Бельгию. О высоком уровне экономического развития США свидетельствуют и размеры ВВП в расчете на душу населения – почти 26 тыс. долл. (1994 г., входили в первую десятку стран). Экономическая жизнь США весьма своеобразна и сильно отличается от других государств с развитой рыночной экономикой. При частнокапиталистическом характере экономики значительную роль играет государство. Оно является крупным собственником земель и лесных массивов, государственные предприятия, где работают 3 млн человек, создают 15 % национального дохода. Государство перераспределяет 2/5 валового продукта. Государство регулирует экономическую жизнь, используя преимущественно косвенные, но очень эффективные рычаги воздействия на социальные и экономические условия. Преобладают мероприятия, касающиеся отдельных отраслей, но проводится и определенная региональная политика. В стране очень много центров принятия решений. Имеется 15 млн фирм, включая фермы. Около 60 % рабочей силы трудится на мелких и средних предприятиях. В то же время экономика страны выделяется высокой монополизацией. Одну треть промышленной продукции дают 100 крупнейших корпораций, а среди 500 крупнейших промышленных корпораций мира США принадлежит 153. Главное средоточие штаб-квартир – в Нью-Йорке. Выделяются также Детройт (автостроение), Уилмингтон (химические компании), Сан-Франциско, Лос-Анджелес (авиаракетостроение). Такие гигантские корпорации обычно интернациональны, значительная часть их операций идет за пределами США, к судьбе местных районов они равнодушны. Около 4/5 заводов США принадлежат более мелким компаниям, владеющим одним предприятием, поэтому больше связанным с районом размещения. Эти компании дают 1/4 промышленной продукции страны. В современной отраслевой структуре хозяйства США доминирует сфера услуг, что свидетельствует о переходе на постиндустриальную стадию общества. Важнейшая особенность экономической географии США – выравнивание размещения хозяйства. В недавнем прошлом доминировал Север, затем сдвиг экономики пошел в направлении к западным районам страны. Особое распространение в США получили наукоемкие производства. Наукоемкие отрасли преимущественно размещены в крупных специализированных ареалах (к примеру «Силиконовая долина»). Специфика выполнения заданий 9 и 16 ЕГЭ по литературе. Трикозенко Ирина Витальевна, к.ф.н,  учитель русского языка и литературы МАОУ «ЦО № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова» г. Тамбова. Выполнение заданий 9 и 16 оценивается по четырём критериям: критерий К1 «Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом», критерий К2 «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом», критерий К3 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации», критерий К4 «Логичность и соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение каждого из заданий (9, 16) выставляется 10 баллов (по критериям К1, К2, К4 – максимально по 2 балла, по критерию К3 – 4 балла). Критерии К1 и К2 являются основными. При оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется их последовательностью в работе экзаменуемого. Если по критерию К1 или по критерию К2 ставится 0 баллов, то по критерию К3 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 2 баллов. Если по обоим критериям К1 и К2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов. Если по критерию К3 («Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию К4 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки развернутых ответов» по критерию 4 выставляется 0 баллов. Выполнение заданий 9 и 16 предполагает выход в литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) рассматривается в соотнесении с материалом курса в целом. Приведем примеры заданий 9, 16.
  • В каких произведениях русской литературы создан образ Родины и в чём его можно сопоставить с образом Руси-тройки?
  • В каких произведениях русской литературы показана драма крепостного человека и в чем героев этих произведений можно сопоставить с данным персонажем?
  • В каких произведениях отечественной лирики звучит военная тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.С. Высоцкого?
  • В каких произведениях русских поэтов звучат философские мотивы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова?
Подобные задания требуют краткого связного ответа и являются своеобразным итогом работы с текстом. Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, А.Н. Островский и Н.А. Островский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и А.Н. Толстой). Таким образом, задания 9 и 16 проверяют следующие умения:
  • воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
  • анализировать содержание текста;
  • обобщать наблюдения над художественным текстом;
  • находить литературные аналогии;
  • убедительно сопоставлять выбранные произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
  • выявлять авторскую позицию и не искажать её при сопоставлении произведений;
  • логично и последовательно излагать мысли.
Задания обладают хорошей дифференцирующей способностью и помогают осуществить объективный отбор наиболее сильных выпускников. В критериях оценивания заданий 9 и 16 (как и для заданий 8 и 15) не требуется обязательного использования теоретико-литературных понятий. Однако в ряде случаев задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия выполнить их будет затруднительно.   Общими для заданий 8, 9, 15, 16 являются следующие параметры: 1) «наличие или отсутствие искажений авторской позиции», 2) «привлечение текста произведения (-ий) для аргументации», 3) «наличие или отсутствие фактических ошибок»,
1. Сопоставление первого (второго) выбранного произведения с предложенным текстом
2 Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
1 Названо только произведение без указания автора или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально[1] сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
0 Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа
4) «логичность и соблюдение речевых норм». Параметр «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом» актуален только для оценивания заданий 9 и 16. Он отражен в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий так: Аналогичный критерий в системе оценивания заданий 9 и 16 выглядит так:
3. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
4 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений, оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют
3 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
2 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки
1 При сопоставлении для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или одного из двух выбранных) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов), И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0 При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений, И/ИЛИ искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(-ых) произведений, И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки
 
  Логичность и соблюдение речевых норм
2 Отсутствуют логические, речевые ошибки
1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок
0 Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
  Задание 9. Какие герои русской литературы, как и Раскольников, возвращались к подлинной жизни через мучительные поиски ответов на важнейшие вопросы и в чем их можно сопоставить с Раскольниковым? Вариант ответа: Раскольников создал бесчеловечную теорию деления людей на «сильных мира сего» и «тварей дрожащих», позволяющую «кровь по совести». Герой воплощает свою теорию в жизнь, убив старуху-процентщицу, но то, что он сделал, мучает его. Он испытывает испепеляющие его душу муки совести, а это говорит о том, что нравственно он не погиб. Раскольников сумел отказаться от столь жестокой теории с помощью Сони Мармеладовой. Соня является носительницей христианской нравственности, она считает, что нужно смириться, что надо начинать менять мир к лучшему с себя. Столкнувшись с таким мировоззрением, Раскольников постепенно меняется, воскресает для «новой жизни». В романе «Война и мир» Пьер Безухов, пройдя французский плен, в котором он познакомился с Платоном Каратаевым, тоже во многом изменился, благодаря Платону. Близость смерти в момент казни пленных, другие тяжелые испытания обострили в герое стремление к осмыслению жизни и подготовили почву для этого изменения. В этом герой схож с Раскольниковым, которого мучительные последствия преступления привели к необходимости переоценки собственной личности. Пьер, общаясь с Каратаевым, понял, что человеком можно остаться при любых условиях, даже в условиях плена. Он стал чистым морально, как «из бани». Комментарий. Для сопоставления с исходным текстом выбрано только одно произведение, поэтому по К 2 выпускник получает 0 баллов. Единственное выбранное произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа. К1 – 2 балла. Экзаменуемый ответил на центральный вопрос задания, четко сформулировал свою позицию, выдвигая необходимые тезисы. По критерию «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации» также можно поставить 2 балла. Сопоставление Пьера с Раскольниковым обосновано обращением к важному этапу духовного развития графа Безухова. Рассказывая об этом периоде жизни героя, выпускник упоминает эпизод казни пленных, справедливо указывает на роль Платона Каратаева в жизни Пьера. Отдельные повторы союзов и местоимений, имеющиеся в ответе, не приводят к явным речевым ошибкам: К4 – 2 балла. Оценка за ответ: 6 баллов (2; 0; 2; 2).  Задание 16 Вопрос. В каких произведениях русские писатели обращались к теме Родины и в чём эти произведения созвучны стихотворению А.А. Блока «На поле Куликовом»? Первый вариант ответа: К теме родины неоднократно обращались в своем творчестве А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин. Комментарий. Из приведенного выпускником литературного контекста следует, что вопрос понимается им неглубоко, поверхностно. Ни одна из его ссылок на русскую литературу не может зачтена в качестве ответа, так как отсутствует сопоставление с указанным в задании стихотворением А.А. Блока. Можно ли поставить балл за такую работу? 0000 Второй вариант ответа: Тема Родины актуальна для отечественной литературы.  Эта тема была важна и для древнерусской литературы. В «Слове о полку Игореве» запечатлена трагическая страница русской истории: княжеская междоусобица, страдания Русской Земли от половецких набегов и неразумных решений русских князей. Как и в стихотворении А.А. Блока «На поле Куликовом», Русь представляется страной с тяжелой судьбой. Но и безымянный автор «Слова…», и А. Блок верят в светлое будущее Отчества. Для Блока история Руси ассоциируется с «вечным» боем, но нет интонации безнадежности, потому что есть «святое знамя», есть могучая воля и светлые ориентиры. В «Слове…» проявляется та же вера: князя Игоря, бежавшего из плена, торжественно встречают на родной земле, где важнее сплочение, чем распря. Созвучно стихотворению А.А. Блока и «Бородино» М.Ю. Лермонтова. В обоих стихотворениях звучит тема боя, но у Блока она выведена в символический подтекст: под боем понимается тревожное напряженное бытие большой страны, мощной и страдающей одновременно. У Лермонтова бой конкретен, зрим (поэт создает пластические образы: «Носились знамена, как тени, в дыму огонь блестел…»). Образ знамени скрепляет оба стихотворения мыслью о том, что есть объединяющее страну начало, есть чувство ответственности за судьбу отчизны, готовность постоять за ее честь. Комментарий. Выпускник показал умение сопоставлять произведения, выявлять общее в них, опираться на текст. 2242 Ответ 9 : Судьба Ионыча напоминает судьбу персонажа из другого рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» – Николая Иваныча. Оба героя прячутся от жизни в футляр своих мелких жизненных целей. Ионыч страхует себя покупкой домов, а Николай Иваныч покупкой имения, в котором растет крыжовник. Оба героя равнодушны к чужой беде, они отгорожены собственным эгоизмом от страданий других. На пути достижения цели оба проявляют неразборчивость в средствах. Николай Иванович без любви женился на старой некрасивой богатой вдове и прибрал ее деньги к рукам. Ее же держал впроголодь. От такой жизни она умерла, но Николай Иваныч был столь черствым человеком, что даже не ощущал своей вины. Ионыч, принося боль людям своим вторжением в скупаемые им дома, также не ощущает уколов совести. Оба героя живут внешне благополучно, но по сути они пришли к страшному финалу омертвления души. Расчётливостью и целеустремлённостью в достижении материальных благ Ионыч также напоминает Чичикова, героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». В судьбах Чичикова и Ионыча есть нечто общее: оба всеми силами стремятся разбогатеть, не прислушиваясь к голосу совести. Чичиков радуется покупке «мертвых душ», мору, болезням, а Ионыча радует разорение людей, что позволяет ему стать богатым домовладельцем. Комментарий. Ответ экзаменуемого свидетельствует о понимании задания и текстов выбранных для сопоставления произведений. Выпускник имеет право выбрать в качестве одного из примеров другое произведение автора исходного текста, что и было сделано. Сопоставление «Ионыча» с рассказом А.П. Чехова «Крыжовник» обосновано (К1 – 2 балла). Второе сопоставление следует также признать убедительным (К2 – 2 балла). По остальным критериям работа тоже заслуживает высших баллов. Ответ оценен 10 баллами (2; 2; 4;2). Домашнее задание: Попробуйте объяснить причину снижения баллов за ответ на вопрос. Согласны ли вы с оценкой экспертов? Вопрос 9: Какие герои русской литературы, как и Раскольников, возвращались к подлинной жизни через мучительные поиски ответов на важнейшие вопросы и в чем их можно сопоставить с Раскольниковым? В финале романа говорится о том, что Раскольников воскресает для новой жизни, потому что его сердце наполнено новым чувством. Это не чувство пустоты и одиночества, которое он испытывал до и после преступления. Это светлое чувство – любовь - «заключало бесконечные источники жизни для другого». Любовь дала Раскольникову новые силы для борьбы с жестоким миром, у героя появился «новый» смысл жизни. Евгений Онегин из романа Пушкина «Евгений Онегин» тоже очень долгое время задавался вопросами, на которые не мог найти ответа, искал смысл жизни. Раскольникова и Онегина к новой жизни возвращает любовь, она воскрешает их. Только в отличие от Раскольникова Онегин не может быть вместе со своей любимой женщиной. Оценка экспертов: 5 баллов (2; 0; 1; 2). [1] Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов