Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 29 мая 2020 года

Об основах финансовой грамотности в рамках «Классного урока» на канале «Радио России – Тамбов» рассказывает преподаватель истории и обществознания из 21 тамбовского лицея Наталья Владимировна Крамар.
Здравствуйте, разрешите мне поздравить всех наших радиослушателей с окончанием учебного года. Тема нашего радио урока «Основы финансовой грамотности – задание № 6 (экзамен по обществознанию в 9 классе)». Материал данного урока, прежде всего, будет интересен будущим девятиклассникам следующего учебного года, т.к. им предстоит сдача государственной итоговой аттестации. Чаще всего выпускники 9-х классов осуществляют выбор экзамена по предмету обществознание. Многие считают, что обществознание - несложный предмет. Действительно, подавляющее большинство учащихся с этим экзаменом справляется, но вот сдать его хорошо весьма непросто. Здесь требуется не только знание теории, но и умение рассуждать, применять эти знания на практике. А социальным опытом дети не обладают, и даже самые простые задания зачастую ставят их в тупик. Хватит ли школьных знаний для хорошей сдачи ОГЭ или нет, в первую очередь зависит от самого ученика. Главное правило подготовки — регулярность занятий. Если ребенок в состоянии хотя бы один раз в неделю заставить себя сесть за учебники и тесты, к экзамену он может подготовиться сам. Есть так же возможность посещать различные курсы по подготовке к сдачи экзамена по обществознанию. Но не забывайте о том, что 9 класс — это только начало пути. Дальше идут вузовские олимпиады и ЕГЭ. Как правило, те, кто сдают обществознание в 9-м классе, сдают его и в 11-м. Самый сложный раздел для школьников, в обществознании - это право. По нему на экзамене они допускают большое количество ошибок. Причины ясны — здесь зачастую нужно не просто понимать, о чем идет речь, но и твердо знать нормы права. Обязательно есть задания на знание Конституции РФ, а это значит, что ее надо не просто бегло прочитать один раз, а как следует проработать. Непросто идут политика и экономика, а на вопросы о семье или социальном конфликте дети, как правило, отвечают верно, потому что с подобными ситуациями сталкиваются почти каждый день. В прошлом учебном году в экзамене по данному предмету был предложен новый тип задания – на знание финансовой грамотности – задание №6. Почему? В настоящее время, когда бурно развиваются рыночные отношения в мире, все признают острую необходимость получения базовых знаний по экономике учащимися школ. При этом все больше внимания уделяется проблеме недостаточной грамотности населения в финансовых вопросах. Финансовое образование и финансовая грамотность являются одними из самых важных факторов экономического роста страны и повышения уровня доходов населения. Общество достигает наибольших экономических успехов, когда граждане страны обладают развитыми навыками принятия ответственных и сознательных решений в финансовой сфере. Финансовая грамотность – главное средство против бедности, один из способов снижения экономических рисков страны. Россия занимает 9-е место среди стран G20 в рейтинге финансовой грамотности населения по результатам исследования, проведенного в рамках совместного проекта Минфина РФ и Всемирного банка. Исследования уровня финансовой грамотности проводились во всех 85 субъектах РФ в июле 2018 года. В ходе исследования опрошено 85 тысяч респондентов.
«Индекс финансовой грамотности населения России составил 12,12 балла при возможном максимуме в 21 балл. По этому показателю наша страна занимает 9-е место среди стран G20 («Большой двадцатки»). Средняя оценка финансовой грамотности по странам G20 – 12,7 балла. Среди стран «двадцатки» индекс финансовой грамотности выше всего во Франции (14,9) и Канаде (14,6), а ниже всего – в Италии (11,0) и Саудовской Аравии (9,6)».
Его авторы пришли к выводу, что у россиян примерно до 30 лет происходит накопление знаний, навыков и установок, ведущих к росту финансовой грамотности. К 30 годам индекс достигает показателя около 12,5 и держится на этом уровне примерно до 45 лет. После чего рост индекса прекращается и начинается его плавное снижение вместе с увеличением возраста. Средние значения индекса у мужчин и женщин различаются мало: 12,06 у мужчин и 12,18 у женщин. Примерно до 40 лет гендерные различия в индексе почти незаметны (в пределах 0,15 балла), но после 40 лет явно выраженным становится превосходство женщин (до 0,5 балла). Авторы исследования связали это с тем, что женщины больше вовлечены в финансовую деятельность семьи: планирование регулярных расходов, организацию финансирования иждивенцев и т.д. В современном мире финансовая грамотность имеет огромное значение. Однако многие до сих пор не понимают, что это такое. Поэтому изучение вопроса следует начинать именно с определения. Финансовая грамотность — это совокупность знаний и навыков о рациональном распоряжении деньгами. Иначе говоря – это умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал. В настоящее время среди наших соотечественников часты случаи финансовых злоупотреблений, накопления непосильных долгов и кредитов. Финансовые мошенники заманивают жертв идеей легкого заработка и позже разоряют. А большинство людей попросту не замечают, куда сами тратят собственные деньги, и живут от зарплаты до зарплаты. Овладев финансовой грамотностью, человек получает ключ от финансового благополучия и уверенность в завтрашнем дне. Предлагаю вам ознакомиться с перечнем качеств финансово грамотного человека и подумать, подходите ли вы под это описание. Итак, финансово грамотный человек...
  • Ведет учет своих доходов и расходов (точно знает, сколько заработал и потратил в этом месяце).
  • Тратит меньше, чем зарабатывает (не лезет в долги).
  • Ориентируется в финансовой информации (знает, где найти необходимые сведения, и использует их с выгодой для себя).
  • Грамотно выбирает финансовые услуги (находит надежные финансовые организации).
  • Обладает «подушкой безопасности» (имеет финансовый резерв на случай непредвиденных обстоятельств).
  • Знает свои права как потребитель финансовых услуг (может отстоять свои права, если они нарушены).
Если хоть один из перечисленных пунктов не соотносится с вами, необходимо заняться повышением финансовой грамотности. Обучать финансовой грамотности необходимо и детей. В школьном возрасте ребенок получает карманные деньги и должен уметь ими распоряжаться. Актуальность задания № 6 по финансовой грамотности. Данное задание описывает модель ситуации, которая может случиться с выпускником в ближайшем будущем в сфере финансов. Оно ориентировано на решение реальных проблем, с которыми сталкивается наше общество – фишинг (вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей) и другие формы мошенничества, рациональный выбор кредитной организации и ее продуктов и т. п. Проверяемые умения задания по финансовой грамотности: - умение приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в финансовой сфере; - умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в финансовой сфере деятельности человека; - формулирует в виде описания практической жизненной ситуации в финансовой сфере с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения по финансовой грамотности; - требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания. Давайте, рассмотрим некоторые задачи-ситуации задания №6 Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №1 Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***». 1) В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена? 2) Как ему правильно поступить в данной ситуации? Рекомендую для успешного выполнения задания № 6 прежде всего, необходимо прочитать условие задания – задачи и четко уяснить задаваемые вопросы, полно отвечая на них. Пояснение к заданию № 1 - ответ на первый вопрос: 1) Опасность данной ситуации для личных финансов Семена: я предполагаю, что, скорее всего это мошенники, которые взломали аккаунт Петра в социальной сети и рассылают сообщения от его имени с целью наживы. Пояснение к заданию № 1 - ответ на второй вопрос: 2) Семёну правильно поступить в данной ситуации необходимо следующим образом:
  1. позвонить Петру и сообщить ему о полученном сообщении;
  2. при невозможности связаться с Петром: ни в коем случае не отсылать деньги на указанный номер;
  3. обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу социальной сети.
  • Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №2
Ученик десятого класса Никита оформил в банке «Нептун» дебетовую карту (банковская платёжная карта, используемая для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банкоматах. Такая карта позволяет распоряжаться средствами лишь в пределах доступного остатка на лицевом счёте (расчётном текущем счёте), к которому она привязана.). Банк предложил ему для удобства использования карты подключить интернет-банкинг (это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, а также доступ к счетам и операциям (по ним), предоставляющийся в любое время и с любого устройства, имеющего доступ в Интернет. Для выполнения операций используется браузер, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения системы.). 1) В чём состоит удобство пользования интернет-банкингом? Укажите одно любое удобство. 2) Какие правила безопасности необходимо соблюдать Никите при пользовании интернет-банкингом? Укажите одно любое правило. Рекомендую для успешного выполнения задания № 6 если требуется указать одно любое условие (удобство, правило и т.д.), лучше сделать лишнюю работу и написать 2-3 условия. Пояснение к заданию № 2 - ответ на первый вопрос: 1) Удобство пользования интернет-банкингом, например: - можно в любой момент посмотреть сколько денежных средств находится на банковском счету; - можно сделать перевод владельцу другой карты или получить перевод от него; - можно легко и быстро совершить иные платежи, оплатить коммунальные услуги. Пояснение к заданию № 2 - ответ на второй вопрос: 2) Никите необходимо соблюдать при пользовании интернет-банкингом правило безопасности, например: ни в коем случае не сообщать пароль от интернет-банкинга третьим лицам.
  • Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №3
Роману Р. (18 лет) пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.». 1) В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р. ? 2) Как ему правильно поступить в данной ситуации? Пояснение к заданию № 3 - ответ на первый вопрос: 1) В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги. Пояснение к заданию № 3 - ответ на второй вопрос: 2) Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу безопасности банка.
  • Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №4
Совершеннолетняя Анна Ивановна решила завести кредитную карту. 1) В какую организацию ей следует обратиться для оформления кредитной карты? 2) На какие условия оформления кредитной карты следует обратить внимание Анне Ивановне, чтобы выбрать наиболее выгодный для себя вариант. Укажите не менее двух условий. Пояснение к заданию № 4 - ответ на первый вопрос: 1) В какую организацию ей следует обратиться для оформления кредитной карты? Надо обратиться в коммерческий банк. Пояснение к заданию № 4 - ответ на второй вопрос: 2) На какие условия оформления кредитной карты следует обратить внимание Анне Ивановне, чтобы выбрать наиболее выгодный для себя вариант. Условия: а) допустимый кредитный лимит; б) процент по кредиту; в) возможность получать бонусы за покупки по карте; г) наличие беспроцентного срока использования кредитных средств и т.д.
  • Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №5
14-летнему Ивану родители оформили дебетовую банковскую карту. Теперь они могут перечислять ему денежные средства безналичным способом. 1) Укажите, какие преимущества дает такая форма хранения и пользования денежными средствами Ивану. 2) Дайте Ивану один любой совет, что необходимо учитывать при использовании данной карты, чтобы не стать жертвой мошенников. Пояснение к заданию № 5 - ответ на первый вопрос: 1) Укажите, какие преимущества дает такая форма хранения и пользования денежными средствами Ивану. Преимущества: а) возможность совершать покупки дистанционно; б) безопасное хранение денег, которые невозможно потерять; в) возможность пополнять баланс карты удаленно, например, когда родителей нет рядом и др. Пояснение к заданию № 5 - ответ на второй вопрос: 2) Дайте Ивану один любой совет, что необходимо учитывать при использовании данной карты, чтобы не стать жертвой мошенников. Совет, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код посторонним людям; не хранить PIN-код вместе с картой, а запомнить его, либо записать и хранить в надежном месте; при необходимости обращаться на «горячую линию» для клиентов или в службу безопасности банка.
  • Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №6
Екатерина Александровна получила SMS-сообщение от банка, клиентом которого она является, о переводе определенной суммы денег с её банковской карты на неизвестный ей счёт. 1) Что могло стать причиной этого факта? 2) Как клиенту банка правильно поступить в данной ситуации? Пояснение к заданию № 6 - ответ на первый вопрос: 1) Что могло стать причиной этого факта? Скорее всего, она стала жертвой мошенников, передав информацию о своем банковском счёте/карте и PIN-код к нему третьим лицам, которые воспользовались ею в корыстных целях. Пояснение к заданию № 6 - ответ на второй вопрос: 2) Как клиенту банка правильно поступить в данной ситуации? Следует обратиться на «горячую линию» для клиентов банка и/или в службу безопасности банка для блокировки данной транзакции и карточки в целом.
  • Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №7
Совершеннолетней Ксении Ярославовне на смартфон пришло сообщение: «Уважаемая Ксения Ярославовна, наш банк, клиентом которого Вы являетесь, проводил розыгрыш 1 млн. рублей, вы оказались победителем. Для подтверждения вашей готовности принять денежный приз пройдите по ссылке ниже в ваш аккаунт в интернет-банкинге нашего банка и нажмите кнопку согласия. После этого Вам на счет будет перечислен выигрыш». 1) В чем состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ксении Ярославовны? 2) Как Ксении Ярославовне правильно поступить в данной ситуации? Пояснение к заданию № 7 - ответ на первый вопрос: 1) В чем состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ксении Ярославовны? Скорее всего, это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги. По ссылке она попадет на сайт-клон, где введет данные своего аккаунта, они останутся у мошенников, которые воспользуются ими в корыстных целях. Пояснение к заданию № 7 - ответ на второй вопрос: 2) Как Ксении Ярославовне правильно поступить в данной ситуации? Ни в коем случае не переходить по ссылке; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу безопасности банка. Итак, данные знания у каждого учащегося формируют азы финансовой грамотности, учат оценивать, анализировать информацию, базируясь на практических навыках. Кроме этого, они позволяют:
  1. Разбудить интерес к теме финансов.
  2. Сформировать убеждение, что только глубокие знания о деньгах позволят обрести финансовое благополучие в будущем.
  3. Заложить установки грамотного поведения.
  4. Помочь освоить основные понятия финансового рынка.
  5. Научить ответственно относиться к деньгам, принимать правильные решения.
  6. Познакомиться с основными продуктами банковского сектора, рынка страхования и инвестиций.
  7. Научить пользоваться банковскими картами, планировать семейный бюджет, просчитывать бизнес-планы и пр.
  8. Познакомить с основами безопасности на финансовом рынке.
Спасибо большое за предоставленное время! До свидания, всем здоровья, берегите себя и своих близких!
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов