Классный урок на «Радио России – Тамбов», эфир 8 мая 2020 года

Совместный проект ГТРК «Тамбов», управление образования и науки Тамбовской области и Тамбовского Государственного университета им. Г.Р.Державина. В уроке русского языка кандидат филологических наук, доцент кафедры довузовской подготовки ТГУ им. Г.Р.Державина Наталия Валерьевна Чеснокова рассказывает о правописании союзов. А доктор физико-математических наук, профессор Леонид Геннадьевич Карыев в беседе с журналистом раскрывает тему : «Жизнь и разум во Вселенной».
Правописание союзов 1.Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Например:
  1. Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне (союз и связывает однородные определения);
  2. Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло (Фет) – союз и связывает простые предложения в составе сложносочинённого предложения;
  3. Лицо его улыбалось и морщилось, как будто ему было щекотно, больно, смешно (союз как будто связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого).
  4. Союзы, как и другие служебные части речи, не изменяются.
  5. Союзы не являются членами предложения, а связывают члены предложения и/или части сложного предложения.
  6. По строению союзы делятся на разряды:
  • простые (состоят из одного слова) – и, а, но, да, если, что, когда и др.:
День и ночь; не день, а ночь; узнал, что опоздал;
  • составные (состоят из нескольких слов) – потому что, так как, как будто, вследствие того что, с тех пор как, в то время как, для того чтобы и др.:
Он не пришёл, потому что заболел; Говорили, как будто его видели в Анапе; Для того чтобы сдать экзамен, надо много заниматься;
  • повторяющиеся (состоят из двух или более одинаковых союзов) – ни – ни, то – то, не то – не то:
Его не было ни в саду, ни в доме; На улице не то снег, не то дождь;
  • двойные (обязательно состоят из двух частей) – как – так и; не только – но и; не столько – сколько; когда – то; если – то; едва – как; чем – тем:
Чем дальше в лес, тем больше дров; Летом он не только отдыхал, но и готовился к поступлению в вуз; Если мы не поторопимся, то можем опоздать на поезд.
  1. По значению союзы делятся на разряды:
а) сочинительные – связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого предложения:
  • соединительные (имеют значение соединения): и, да (в значении и), ни – ни, и – и, не только – но и, как – так и, тоже, также:
Я не пришёл, и он не пришёл; Я не пришёл, он тоже не пришёл; Не только я не пришёл, но и он не пришел; Ни я не пришёл, ни он не пришёл;
  • противительные (имеют значение противопоставления) – а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но) и др.:
Не он, а я сделаю это; Говорил он тихо, но спокойно; Говорил он тихо, однако спокойно; Говорил он тихо, зато спокойно.
  • разделительные (имеют значение разделения) – или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.:
Или дождь идёт, или снег сыплет; То дождь идёт, то снег сыплет; Не то дождь идёт, не то снег сыплет; б) подчинительные – связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения:
  • временные (указывают на время) – когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др.:
Когда мы вернулись, было уже темно; Как только мы вернулись, пошёл дождь;
  • причинные (указывают на причину) – потому что, оттого что, так как, ибо и др.:
Мы остались дома, потому что пошёл дождь; Мы остались дома, так как пошёл дождь;
  • целевые (указывают на цель) – чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.:
Пришлось поспешить, чтоб не опоздать к ужину;
  • условные (указывают на условие) – если, раз и др.:
Если не хочешь опоздать, поспеши; Раз не хочешь опоздать, поспеши;
  • уступительные (указывают на противоречие одного события другому) – хотя; несмотря на то, что; пускай и др.:
Хотя было ещё темно, на улице было много народу; Пускай погода тёплая, всё равно можно простудиться;
  • сравнительные (указывают на сравнение) – как будто, словно, точно, как, будто, что (в значении как, будто) и др.:
Птица кричала протяжно, будто плакала;
  • следственные (указывают на следствие) – так что:
На поезд мы опоздали, так что ночь пришлось провести на вокзале;
  • изъяснительные (указывают на то, о чём говорят) – что, будто, чтобы и др.:
Я знал, что приехал не вовремя; Говорят, будто он собирался уехать в деревню; Я хочу, чтобы он остался дома. Примечание. Некоторые разряды союзов в школьной грамматике не рассматриваются. Обычно их включают в состав сочинительных союзов: а) пояснительные союзы – то есть, или (в значении то есть) и др. (Мы пели, смеялись, то есть веселись во всю; Лингвистика, или языкознание, – это наука о языке); б) присоединительные союзы – да и (Я говорил шёпотом, да и дед отвечал вполголоса).   Слитное и раздельное написание союзов
  1. Раздельно пишутся составные союзы не то, то есть, при этом, однако же, как будто, потому то, оттого что, так что, так как, как только, лишь только, будто бы.
  2. Союзы ЧТОБЫ. ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно; их можно заменить синонимами той же части речи:
Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЁМ, И ТАК, ОТ ТОГО пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место, либо между этими двумя компонентами вставить другое слово.
ЧТОБЫ (союз) ЧТО БЫ (местоимение с частицей)
Я зашёл, чтобы обсудить с тобой эту проблему. 1) БЫ нельзя убрать из предложения или переставить в другую часть предложения. 2) Простой союз ЧТОБЫ можно заменить синонимичными составными союзами: ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ С ТЕМ ЧТОБЫ Я зашёл, чтобы обсудить с тобой эту проблему. = Я зашёл, для того чтобы обсудить с тобой эту проблему. Я спросил, что бы мне ещё прочитать об этом. 1) БЫ можно убрать из предложения или переставить в другую часть предложения: Я спросил, что бы мне ещё прочитать об этом. - Я спросил, что мне прочитать об этом. - Я спросил, что мне бы прочитать об этом. 2) Местоимение ЧТО можно наполнить содержанием, заменить именем сушествительным: Я спросил, что бы мне ещё прочитать об этом. - Я спросил, какую книгу (газету, журнал) мне ещё прочитать об этом.
ТОЖЕ, ТАКЖЕ (союзы) Я тоже прочитал этот рассказ. ТО ЖЕ (местоимение с частицей) ТАК ЖЕ (наречие с частицей)
Я также прочитал эту повесть. 1) ЖЕ нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения. 2) Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ можно заменить союзом И, поставив этот союз в начало предложения: ТОЖЕ = И, ТАКЖЕ = И. Я тоже прочитал этот рассказ. – И я прочитал этот рассказ. Я писал то же сочинение, что и она. Сегодня на улице так же ветрено, как и вчера. 1)Частицу ЖЕ можно отбросить или переставить в другое место без искажения смысла предложения: Я писал то же сочинение, что и она. - Я же писал то сочинение, что и она. – Я писал то сочинение, что и она. 2) Если присутствует слово «самое» или его можно подставить; То же самое сказал и преподаватель. 3) К местоимению ТО и наречию ТАК можно задать вопрос: сочинение (какое?) то, ветрено (как?) так. 4) Местоимение ТО можно заменить местоимением ЭТО: Я писал то же сочинение, что и она. – Я писал это же сочинение, что и она. Я писал то же сочинение, что и она. – Я писал это же сочинение, что и она.
5) Наречию ТАК обычно соответствует слово КАК в предложении: ТАК ЖЕ...., КАК ... Стихотворная подсказка: ТАК ЖЕ раздельно пишет всяк, Если дальше слово КАК. 6) Запомните правописание следующих устойчивых сочетаний слов: ТО ЖЕ..., ЧТО ТО ЖЕ САМОЕ ОДНО И ТО ЖЕ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК ВСЁ ТАК ЖЕ ВСЁ ТО ЖЕ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
ЗАТО (союз) ЗА ТО (местоимение с предлогом)
Встретиться никак не удавалось, зато письма писали часто. Союз ЗАТО можно заменить союзом НО: ЗАТО=НО Встретиться никак не удавалось, зато письма писали часто. - Встретиться никак не удавалось, но письма писали часто. Благодарю вас за то любезное приглашение. Не берись за то, что тебе не по силам. Местоимение ТО легко заменить именем существительным, прилагательным или наречием: Благодарю вас за то любезное приглашение. - Благодарю вас за слишком любезное приглашение. Не берись за то, что тебе не по силам. = Не берись за дело, что тебе не силам.
ПРИТОМ, ПРИЧЁМ (союзы) ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЁМ (предлог с местоимением)
Союзы ПРИЧЁМ, ПРИТОМ имеют присоединительное значение «К ТОМУ ЖЕ», «ВМЕСТЕ С ТЕМ»: Нам выдали новые пособия, причём (— вместе с тем) предупредили, что их надовозвратить в конце года. Работа шла успешно, притом (= к тому же) быстро. ПРИ ЧЁМ пишется раздельно в вопросе или в ответе: При чём здесь Петров? - Ни при чём.   ПРИ ТОМ пишется раздельно, если указательное местоимение ТОМ по смыслу можно заменить именем прилагательным. При том доме есть пристройка. = При старом доме есть пристройка.
ИТАК (союз) И ТАК (наречие с союзом)
Союз ИТАК пишется слитно, употребляется в качестве вводного слова в значении «ПОДВОДЯ ИТОГ», «СЛЕДОВАТЕЛЬНО». Вводное слово ИТАК присоединяет предложение, которое содержит вывод, заключение. Итак (= следовательно), начнём урок. Итак (=подводя итог), какой вывод мы сделаем. Итак (= подводя итог), образ Кутузова является символом жизненной мудрости. Мы устали и так (как? в какой степени? = очень) замерзли, что решили вернуться.
ОТТОГО (союз) = так как, потому что ОТ ТОГО (предлог с местоимением)
Союз ОТТОГО имеет значение причины: Неудачи происходят оттого, что (= так как) не все достаточно серьёзно относятся к работе. Местоимение с предлогом ОТ ТОГО легко заменяется сочетанием существительного с предлогом: От того (— от поступка), что он сделает, зависит многое.
План разбора союза
1 Часть речи, её назначение.
2 Сочинительный – подчинительный.
3 Разряд по значению.
4 Простой – составной; повторяющийся, двойной.
Образeц разбора союза Обломов всегда ходил дома без галстука, потому что любил простор и приволье (Гончаров). Потому что – союз; служит для связи простых предложений в составе сложноподчинённого; подчинительный; причинный; составной. И – союз; служит для связи однородных членов в простом предложении и частей сложносочинённого предложения; сочинительный; соединительный; простой. Образец рассуждения при выполнении задания 14: Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Мы решили идти (ПО) ЭТОМУ маршруту, ПО (ТОМУ) что тут были очень красивые места. ЧТО (БЫ) вырастить красивый цветок, нужно много потрудиться, ЗА(ТО) сколько удовольствия вы сможете получить. Я (С) РАЗУ обратил внимание на человека, у которого было ТО (ЖЕ) холодное выражение лица, которое бывает у людей, сосредоточенных на своих переживаниях. Мы долго шли пешком, (ЗА) ТЕМ сели на велосипеды и поехали (НА) ВСТРЕЧУ с ребятами из соседнего лагеря. Рассуждаем так:
  1. (ПО)ЭТОМУ маршруту - указательное местоимение с предлогом. Можно задать вопрос: ПО (какому?) ЭТОМУ маршруту. Пишем раздельно.
ПО(ТОМУ) - часть союза со значением причины ПОТОМУ ЧТО в придаточном предложении. Пишем слитно.
  1. ЧТО(БЫ) - союз в придаточном предложении; БЫ нельзя отбросить. Пишем слитно.
ЗА(ТО) - союз в придаточной части сложноподчинённого предложения, который можно заменить союзом НО. Пишем слитно.
  1. (С)РАЗУ - наречие, отвечает на вопрос: обратил внимание (как?) СРАЗУ. Пишем слитно.
ТО(ЖЕ) - указательное местоимение с частицей (частицу ЖЕ можно удалить без потери смысла из предложения; нельзя заменить на союз И). Пишем раздельно. (ЗА)ТЕМ - наречие. Пишем слитно.
  1. (НА)ВСТРЕЧУ С ребятами - предлог и существительное. Можем задать вопрос: поехали (на что?) (НА)ВСТРЕЧУ (с кем?) С РЕБЯТАМИ. Пишем раздельно. Правильный ответ: чтобы, зато.
ДЗ. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин. Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи. Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется. Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ. Лекция Л.Г.Карыева : Жизнь и разум во Вселенной Глава 1. ВНЕЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ Обнаружение жизни за пределами Земли будет означать глобальный прорыв в науке и философии. Подобное открытие перевернет не только астрономию, но также биологию и биохимию. Если же внеземная жизнь окажется разумной, то сменится антропоцентризм всех гуманитарных и общественных наук, возможны радикальные технологические революции. В то же время контакт может не только нести плюсы, но и представлять угрозу как для землян, так и для внешних форм жизни. Обмен бактериями и вирусами представляет значимую биологическую опасность, поскольку у развивающихся изолированно популяций может не оказаться иммунитета к новым заболеваниям. В случае установления контакта с разумными существами значимые ментальные, цивилизационные и ценностные различия способны привести к конфликтам с непредсказуемыми последствиями. Непрямой контакт (например, через обмен радиосигналами) мало­вероятен из-за длительного времени прохождения сигнала между звездными системами, насчитывающего многие десятки, сотни и тысячи лет. Сомнительна возможность столь длительного взаимодействия с гипотетической внеземной цивилизацией. Но подобные соображения, безусловно, пока остаются теоретическими изысканиями. Пока не нашлось ни одного бесспорного доказательства жизни вне пределов Земли, хотя целенаправленные поиски ведутся уже несколько десятилетий.   1.1. Факторы жизни Возникновение и поддержание жизни вероятно при совпадении ряда условий. Оговоримся, что наука сегодня пытается определить условия на основании земных форм жизни, хотя теоретически возможны и другие варианты. Считается, что для поддержания органической жизни необходима вода в жидком состоянии. Наличие льдов выявлено в полярных областях Марса, на спутниках планет-гигантов Юпитера (Европа, Ганимед, Каллисто) и Сатурна (Титан, Энцилад). Высказывается также предположение, что в прошлом на Марсе вода играла намного более значимую роль. Для существования жидкой воды нужна вполне определенная тем­пература. Ученые обозначили термином зона обитаемости диапазон орбит, где могут находиться планеты с пригодными температурными условиями. Очевидно, что этот диапазон сильно отличается в зависимости от класса, возраста и иных параметров соответствующей звезды. Между тем даже в случае нахождения космического объекта дальше зоны обитания ледяные шапки могут таять под влиянием интенсивной вулканической деятельности. Резкие выплески нейтронного и иных излучений звезд губительны для всего живого. Землю от радиации Солнца защищает мощная магнитная сфера, но далеко не у всех космических объектов существует похожее на земное металлическое ядро. Для долговременного существования жизни необходима стабильность орбитальной траектории космического объекта. Например, кометы в своих циклах проходят периоды экстремального нагрева и охлаждения, пережить которые организмы вряд ли смогли бы. Много факторов связано с особенностями звезды – центра планетной системы. Так, если звезда холодная, у нее очень узкая обитаемая зона, но горячие звезды могут быть слишком непродолжительны для возникновения жизни. Звезды главной последовательности типа Солнца воспринимаются как оптимальные. Звезда должна быть расположена в нужном участке галактики. Считается, что для зарождения жизни не подходят эллиптические галактики и окраины спиральных галактик – там слишком старые звезды, мало элементов-металлов. И наоборот, активный центр галактики (в спиральных галактиках – рукава) служит скоплением молодых активных звезд с губительным излучением. По предварительным расчетам, примерно 20 % Млечного Пути составляет зона, пригодная да возникновения жизни. Маловероятна жизнь в сложных системах (двойные звезды) в связи с нестабильностью орбит планет. Стабильные системы могут возникать либо в случае крайней близости двух звезд (планета будет вращаться сразу вокруг двух светил), либо в случае значительной удаленности (у каждой звезды будет своя планетная система). На развитие земной жизни крайне позитивное влияние оказал есте­ственный спутник Луна. Ее стабилизирующее влияние на Мировой океан и атмосферу избавило Землю от угрозы постоянных ураганов и штормов катастрофической мощности. Пока планетологи не дали ответа, насколько уникально подобное взаимодействие планеты и спутника. Важнейшим фактором считается наличие атмосферы со значительным содержанием кислорода и углекислого газа. Помимо значения для биохимических реакций, атмосфера необходима для сгорания метеоритов, в противном случае бомбардирующих поверхность космического объекта. Разреженная атмосфера Марса делает поиски жизни на этой планете крайне малообнадеживающими. Ничтожны шансы отыскать жизнь на Венере, где атмосфера состоит из крайне неблагоприятного сочетания газов. Наконец, для поддержания жизни необходим объект сопоставимых с Землей массы и размера. Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран) с их сильнейшим гравитационным притяжением и значительным атмосферным давлением не способствуют развитию организмов. В то же время слишком маленькие объекты (скажем, астероиды) не имеют достаточной гравитации для удержания воды и атмосферы. Как мы видим, к возникновению жизни на Земле привело уникальное сочетание факторов. Поступательное развитие астрономии и космических исследований покажет, насколько подобное сочетание исключительно в рамках многочисленных планетных систем нашей Галактики. Ученые дискутируют насчет случайности подобного сочетания. Существует концепция антропного принципа, предполагающая, что наблюдатель (человек) мог появиться исключительно в конкретном сочетании факторов и физических параметров, и Вселенная устроена так, чтобы разумная жизнь могла стать возможна.   1.2. Поиски жизни Если вести речь о Солнечной системе, сегодня приоритетными объектами для поиска внеземной жизни считаются Марс, а также спутники Юпитера и Сатурна. До сих пор не найден ответ на вопрос о происхождении жизни на Земле. Классический эксперимент Миллера – Юри (1953) доказывает возможность образования органических молекул (аминокислот) из неорганических при пропускании электрического разряда через смесь газов, характерных для атмосферы ранней Земли. Это подтверждает возможность абиогенеза – самозарождения жизни из неорганики. У истоков концепции стоял русский биохимик академик Александр Опарин (1894–1980). Альтернативой служит теория панспермии – занесения жизни на Землю из космоса через метеориты или иные объекты. Различит космические эксперименты подтвердили возможность выживания в космосе отдельных бактерий и иных примитивных форм жизни. Американские ученые в 1996 г. объявили о подозрении на обнаружение микроорганизмов на метеорите марсианского происхождения Allan Hills 84001, найденном в Антарктиде. Дискутируется гипотеза, что жизнь возникла на Марсе, позднее была занесена на Землю, а затем угасла на Марсе в силу неблагоприятных изменений. Несмотря на нерешенность вопроса о возникновении жизни, про­должаются поиски ее существования. В силу своей близости к Земле наиболее изучен Марс. За годы исследований так и не удалось найти подтверждение искусственному происхождению марсианских каналов и «лица на Марсе», оказавшихся природными особенностями рельефа Красной планеты. Аппарат «Феникс» обнаружил лед под слоем грунта (2008), а другой марсоход «Оппортьюнити» определил, что в прошлом по поверхности Марса протекали потоки пресной воды (2013). Спутник Сатурна Энцелад на сегодня считается одним из наиболее вероятных мест обнаружения жизни в Солнечной системе. Исследования аппарата «Кассини» показали, что под поверхностью спутника находится теплый водяной океан, зафиксированы горячие гейзеры. Похожая картина наблюдается на спутнике Юпитера Европе, хотя там существование океана пока не доказано. В средней перспективе к этим объектам планируется отправить специальные зонды для детального изучения. В последнее десятилетие прогресс астрономических наблюдений доказал существование многочисленных планет земного типа в рамках зоны обитаемости у других звездных систем. В 2011 г. была открыта пер­вая подобная планета Kepler-22 b. В 2017 г. у звезды TRAPPIST-1 обнаружены семь планет, из них три находятся в зоне обитаемости. Что касается разумной жизни, то никакие поиски в радиодиапазоне деятельности внеземных цивилизаций пока успехом не увенчались. Зато были обнаружены пульсары, первоначально принятые за искусственные сигналы. Ученые NASA с 1971 г. финансируют исследовательский проект SETI (англ. Search for extraterrestrial intelligence – поиск внеземного разума). Сегодня энтузиасты из разных стран могут принять участие в дочернем проекте SETI@home. Компьютеры участников объединяются в единую сеть, проводящую сложные вычисления по обработке различных радиоданных, что теоретически позволит выявить внеземные сигналы в случае их появления. Одни ли мs во Вселенной? Каковы формы инопланетной жизни? Существует ли Разум за пределами Земли? Космическая экспансия человечества в силах разрешить эти вопросы и будущем. Пока же вопросов больше, чем ответов.
Оцените статью

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

ВЕСТИ / Тамбов